454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

Чтение ваших сверстников в XIX веке

Знаете ли вы, какие книги читали ваши сверстники в XIX веке? А можно ли почитать их сейчас? Не только можно, но и нужно! Здесь вы найдете отечественные и зарубежные произведения, которые любили читать ваши сверстники в XIX веке.

I. ЧТО ЧИТАЛИ «ДЕТИ ИЗ НАРОДА»?

Сегодня все мы «дети из народа». Среди нас есть начитанные и не очень. Некоторые учатся в элитных лицеях и гимназиях, а большинство – в обычных школах. «Дети из народа» XIX века отличались от нас. Они не могли позволить себе учебу в гимназиях и учились в так называемых народных школах. Чтение этих ребят отличалось от нашего. И не столько содержанием, хотя они тоже читали сказки и повести Пушкина, Гоголя, рассказы Тургенева, комиксы о сыщике Нате Пинкертоне. Они отличались отношением к чтению. Они читали жадно, увлеченно, радостно, потому что чтение было для них чудесным окном в большой мир. Может быть, поэтому они видели и понимали в книге больше, чем искушенные читатели.

1. Толстой, Л.Н. Чем люди живы // Толстой Л.Н. Праведный судья: сказки, притчи, рассказы / Толстой Л.Н.; худож. В. Филиппенко. – СПб.: Лицей, 1991. – С. 124-155.

В структуру чтения школьников в XIX веке входила религиозно-нравственная литература. О необходимости прощения, смирения, деятельного добра и любви к ближнему (в том числе и «врагу своему») в то время говорили человеку с колыбели. Об этом писалось много: были тексты бездарные – занудные, назидательные, но много было и искренних, честных. К таким книгам принадлежат нравственные проповеди Л.Н. Толстого. Сегодня возвращается литература такого рода. А вот готовы ли мы сегодня читать и думать об этом? Готовы ли поразмышлять о том, чем же, все-таки, люди живы? Ведь многое может показаться спорным и даже неприемлемым в сегодняшней жизни. И все же, попробуйте посмотреть на эту книгу глазами ровесников позапрошлого века и своими глазами. В чем мы близки, а в чем расходимся?

2. Тургенев, И.С. Записки охотника / И.С. Тургенев. – М.: АСТ, 2002. – 296 с. – (Мировая классика).

Жизнь и быт крестьян, правдиво описанные в этих рассказах, импонировали «детям из народа». Эти истории были про них, про их родителей, родных, знакомых, про их нелегкую жизнь. Каждый раз, читая новый рассказ такого рода, ребята радовались тому, что среди таких же крестьян и простолюдинов, как они, живут мужественные люди, такие как Максим, талантливый Яков Турк и одаренные ребятишки, изображенные в рассказе «Бежин Луг».

Рассказы из «Записок...» и сегодня изучаются в рамках школьной программы, но читают их не так активно, как раньше. Сегодняшним ребятам нравится в основном «Бежин луг», и понятно почему. Здесь описана интересная, дурманящая голову свобода. Не всем современным мальчишкам удается посидеть возле костра, самим сварить ужин, пасти табун, провести ночь под открытым небом. Такой жизнью хочется пожить каждому мальчишке.

3. Свирский, А. Рыжик / Алексей Свирский. – Челябинск: Дом печати, 1996. – 304 с.: ил. – (Библиотека для детей и юношества).

Герой книги – озорной мальчишка Санька Рыжик – сразу полюбился ребятам. Еще бы! Прочитайте и поймете, какая удивительная личность перед вами.

«Санька Рыжик бегает по городу босиком. Головного убора он совсем не признает, и его рыжие, золотистые кудри свободно развеваются, когда он скачет по улице. Друзей-приятелей у Саньки хоть отбавляй. Мальчишки в нем души не чают: он их атаман, их предводитель. Зато взрослые его терпеть не могут и называют «карой небесной». Рыжик, несмотря на свои шесть лет, уже успел всем порядочно насолить. Маленький, увертливый и ловкий, как обезьяна, он совершает со своей дружиной опустошительные набеги на сады и баштаны, уничтожая все, что попадается им на пути. Поймать Саньку нелегко: он бегает, как олень, и хитер, как лисица. Если же случайно и удастся какому-нибудь садовладельцу поймать его и высечь крапивой, то от этого ему мало пользы: на другой день он не досчитается множества плодов.

Что бы в городе ни случилось, Санька тут как тут. Первым он является на пожар, на свадьбу, на похороны. Ни одна драка, ни один скандал не обходится без того, чтобы Рыжик не присутствовал».

4. Мало, Г. Без семьи: роман: пер. с фр. / Гектор Мало. – М.: Дет. лит., 1989. – 350 с.: ил.

Это рассказ о жизни и приключениях мальчика Реми, долгое время не знавшего, кто его родители, и скитавшегося по чужим людям, как сирота. Еще маленьким, подкидыш Реми был продан бродячему актеру, с которым он скитается по дорогам. Несмотря на все обиды и лишения, у Реми веселый и добрый нрав, приветливый характер и много друзей, среди которых есть даже обезьяны и собаки. Грусть и негодование могут вызвать у вас виновники всех его несчастий: это воры и жестокие люди, наживающиеся на продаже и эксплуатации беззащитных детей.

Как и в XIX веке, сегодня эта книга хорошо читается. В ней есть все, что мы любим в современных сериалах: и похищения, и маленький ребенок-подкидыш, нескончаемые путешествия, встреча с ворами и преступниками и, конечно же, счастливый конец!

5. Гринвуд, Д. Маленький оборвыш: повесть / Джеймс Гринвуд; пер. К. Чуковского; рис. В. Замирайло. – Л.: Дет. лит., 1988. – 176 с.

Все вы слышали о Максиме Горьком. Наверное, многие читали о его детстве, тяжелом и полном приключений. Так вот, «Маленький оборвыш» - любимая книга Горького в детстве.

Ребенком Горький служил в «мальчиках» в одной семье. Жить было трудно, а главное скучно. Приходилось целыми днями нянчить ребят, убирать дом, стирать белье. Хозяева не позволяли читать, а чтение было единственной радостью Алеши. Мальчик потихоньку бегал за книжкой к соседке.

Однажды она дала ему «Маленького оборвыша». Заглавие обидело мальчика: как будто про него самого написано.

«Но первые же страницы, - говорит Горький в своих воспоминаниях, - вызвали в душе улыбку восторга, - так с этою улыбкою я и читал всю книгу до конца, перечитывая иные страницы по два, по три раза». Мальчик читал о скитаниях маленького оборвыша по улицам города и трущобам и думал: «Ну, мне вовсе не так плохо, значит, можно не унывать»*

* Привалова, Е. Что мне читать: указатель литературы для детей старшего возраста / Е. Привалова, И. Халтурин. – Л.: Прибой, 1928. – 180 с.<

II. ЛЮБИМЫЕ КНИГИ ГИМНАЗИСТОВ

Чтение гимназистов, 12-14-летних ребят, очень впечатляет. Несмотря на свой небольшой возраст, они читали такие большие и весомые произведения, которые сегодня, возможно, могут осилить лишь студенты ВУЗов и взрослые.

Наверное, вы удивитесь – в разделе о чтении гимназистов преимущественно зарубежные авторы. То, что сегодня мы называем русской классикой, в полной мере входило в круг их чтения. Безусловно, они читали русских писателей, многое знали наизусть. В гимназиях были любительские театры и поэтические вечера, на которых читали стихи и рассказы, цитировали романы и повести, а также делились своими литературными опытами. Так что, конечно, русская литература была основой их читательского репертуара. И в этом репертуаре много пересечений с вашим сегодняшним школьным чтением. А вот в их «зарубежном» чтении для вас, наверное, будет много любопытного и нового, а что-то будет знакомым, и вы обрадуетесь этим «пятачкам» общего духовного опыта с далекими сверстниками. Неправда ли, чувствуешь себя увереннее, когда ты «продолжен» во времени?

1. Жуковский, В.А. Избранные сочинения / В.А. Жуковский; вступ. ст., сост. и прим. И. Селенко. – М.: Худ. лит., 1982. – 431 с. – (Б-ка классики).

XIX век – время расцвета русской и зарубежной литературы. Подростки XIX века открывали для себя новое удовольствие – знакомство с новыми авторами и новыми книгами. Особенно, конечно, пленяли свои, русские – было поразительно здорово читать интересные, увлекательные истории на родном языке (вспомним, что лицеисты и гимназисты того времени на французском и немецком говорили часто, лучше, чем на русском).

Одним из первых любимцев читающей публики стал В.А. Жуковский. Им восхищались, гимназисты подражали ему в своем стихотворном творчестве. Недаром, выражая отношение молодого поколения к Жуковскому, Пушкин-лицеист пишет так:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

Что больше всего любили ваши ровесники у Жуковского? Конечно, баллады! «Светлана»: ореол страшного, романтической любви, верности до гроба и за гробом заставляли трепетать сердца читателей и, особенно, читательниц. А «Ундина»? Поэтическое переложение старой легенды о любви русалки и человека поражало воображение!

Пройдет ли поэзия Жуковского «веков завистливую даль» теперь зависит от нас...

2. Салиас, Е.А. Крутоярская царевна: историческая повесть / Е.А. Салиас; худож. Б.Н. Чупрыгин. – М.: Современник, 1992. – 94 с. – (Отрочество).

Сейчас имя этого автора мало что говорит читателям. Однако, в конце XIX века Е.А. Салиас, сын французского графа и русской писательницы Евгении Тур был очень популярен. Он даже опередил по популярности таких королей приключенческого жанра, как Александр Дюма и Жюль Верн.

Для повести «Крутоярская царевна», как и для других произведений Евгения Салиаса, характерны динамичность и запутанная интрига. Как пишет автор: «сам черт запутался бы в той сети, которую несколько интригантов соткали, спутали и накинули на всех, зацепив и себя».

Главная героиня повести – юная Нилочка, по воле судьбы оказывается владелицей огромного состояния и становится завидной невестой для многих жителей губернии. У девушки появляются претенденты не только на руку и сердце, но и на ее богатство. Чтобы отстоять свое право на свободу и любовь, она должна разорвать сети, сплетенные хитрыми интриганами. Но по силам ли это ей? Ведь крутоярской царевне всего 16 лет...

3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги: пер. с древнегреч. / Плутарх. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. – 672 с. – (Бессмертная б-ка. Философы и мыслители).

Перед вами книга самого древнейшего писателя, представленного в этом указателе, которому в литературе принадлежит исключительно важное место.

Возможно, вы слышали это имя на уроках,посвящзенных античной истории. Потому что Плутархом собраны полные жизнеописания известных деятелей Древней Греции и Древнего Рима – это и есть знаменитые «Плутархи».

Эта книга была одной из любимых книг российских детей. С первых же переводов на русский язык она стала настольной книгой, которая была в домашней библиотеке большинства дворянских семей.

Чем же она покоряла читателей всех эпох? Тем, что там собраны не просто жизнеописания, а жизнеописания людей, которые оставили след в истории, людей, которые были яркими личностями, привлекали внимание своей неординарностью.

В этих жизнеописаниях всегда поражает мысль о том, какими удивительными путями реализует человек свою судьбу, свое предназначение. Как многое зависит в судьбе человека от случайности и от его талантов, энергии, умения бороться! Конечно же, такое чтение в подростковом возрасте – просто витаминный бальзам! Потому что в этом возрасте каждый уверен, что он проживет свою жизнь необычно, не так, как все. Эта книга поддерживает высокие юношеские порывы. Пушкин, прочитавший «плутархи» в 14 лет, написал:

Великим быть желаю,

Люблю России честь...

Я много обещаю

Исполню ли? Бог весть...

И ведь исполнил!

4. Гёте, И. В. Страдания юного Вертера: роман / Иоганн Вольфганг Гёте; пер. с нем. Н. Касаткиной; рис. А. Архиповой. – М.: Дет. лит., 1982. – 174 с.: ил.

Роман знаменитого писателя Иоганна Гёте производил огромное впечатление на читателей разных веков. Двадцатитрехлетний Гёте создал этот роман еще в XVIII веке, но он волновал умы читателей и в XVIII, и в XIX веках. Наверняка и современного юного читателя впечатлит история молодого человека.

Современники писателя называли этот роман автобиографичным, то есть, предполагали, что в нем изложена история самого молодого Гёте. Возможно, это и так, потому что автор, окрыленный и полный впечатлений, сумел написать его всего за один месяц.

Возможно, многим роман покажется тяжеловатым, нелегким в понимании, ведь он написан в непривычной для нас лексике. Но не пугайтесь этого, роман читается легко. Притягательна сама форма повествования: роман написан в форме писем и это письма о любви юноши к девушке, увы, невесте другого! Читая эти письма, восхищаешься, как красиво молодые люди умели высказывать свои чувства. Попробуйте-ка и вы так в своих sms-ках сказать о своих чувствах вашим «половинкам»! Интересно, сумеете ли?

К сожалению, в романе это пылкое и красивое чувство заканчивается печально. За трагичный финал роман запрещали, утверждая, что юные читатели, подражая нашему герою, поддадутся тому же искушению, что и он...

5. Шиллер, Ф. Вильгельм Телль. Орлеанская дева: драмы / Ф. Шиллер. – Л.: Лениздат, 1983. – 304 с. – (Школьная библиотека).

Фридрих Шиллер был одним из самых популярных авторов в России в XIX веке. Неслучайно он вошел в стихотворную строчку того времени:

«Поговорим о Шиллере, о славе, о любви...»

Барышни и пылкие молодые люди любили его героев, особенно Вильгельма Телля. Почему? Наверное, огромная симпатия к нему возникает оттого, что он, человек из социальных низов, был борцом за свободу, отстаивающим человеческое достоинство. Наверное, и потому, что герой этот обладает уникальными умениями, поражает воображение.

Не было во всей Швейцарии человека, отважнее Вильгельма Телля, не было и более меткого стрелка. Но однажды и Телль испытал страх. Рука его, натягивающая тетиву, задрожала: на расстоянии 80-ти шагов от него стоял его маленький сын с яблоком на голове, и Теллю было приказано стрелять в это яблоко. Так жестоко испытывал Телля австрийский наместник...

Пьеса написана в стихах. Величавый ритм и интригующий сюжет увлекают и требуют продолжения чтения – в финале вы сами удивитесь, что сумели прочитать пьесу столь легко и с таким удовольствием!

6. Скотт, В. Айвенго: роман: пер. с англ. / Вальтер Скотт. – М.: Дет. лит., 1990. – 414 с.

Одним из любимых жанров литературы в XIX веке у ваших сверстников-гимназистов становится исторический роман. А книги Вальтера Скотта, принадлежащие к этому жанру, были тогда необычайно модными. Так, даже такой пустенький пушкинский герой, как граф Нулин, (говорящая фамилия!), в своем багаже возит один из романов Скотта.

Почему они были так притягательны? Очень просто. Вспомните, в это время не было ни самолетов, ни радио, ни телевидения, а людям всегда хочется раздвинуть границы своей жизни, познать новое. И романы дают такую возможность – оказаться в другом времени, другом месте, с незнакомыми и интересными людьми.

Вальтер Скотт так подробно описывал жизнь и быт героев далекого прошлого, что читатель действительно чувствовал себя в той далекой эпохе. Но и тогда, и сейчас для ребят притягательны в «Айвенго» не только события истории, но и рыцари, стрелки, поединки во имя дам и бесконечные битвы!

Тогда эти книги считались модным и легким чтением. Но для сегодняшних ребят Вальтер Скотт – это большие, толстые романы, полные исторических реалий и подробностей, написанные классической ясной прозой, а не легким разговорным языком. Читать эти романы сейчас не просто, но стоит – не пожалеете!

7. Бичер-Стоу, Г. Хижина дяди Тома / Гарриет Бичер-Стоу; пер. с англ. Н. Волжиной. – М.: Вагриус, 2002. – 351 с.

В 1620 году голландский корабль причалил к берегам Америки. Корабль прибыл из Африки и привез странный «товар» – первый груз негров для продажи. С тех пор торговля живым товаром пошла бойко. В 1800 году в южных штатах Северной Америки на каждого белого приходилось уже по одному негру.

В 1852 году вышла книга «Хижина дяди Тома», которую написала Генриетта Бичер-Стоу. В ее доме нередко скрывались беглые рабы. Она видела на их теле следы побоев, слышала немало их рассказов. Успех книги о страданиях негритянского народа был поразительным! В том числе и у нас в России, которая свое рабство отменила лишь в 1861 году, а изживала в своем сознании гораздо дольше! Эта книга, страстно говорившая о праве человека на личную свободу, на личное достоинство, особенно волновала умы и сердца юных гимназистов в XIX веке. Волнует и сейчас, как всегда волнует история загубленной прекрасной жизни, тем более что книга написана столь трогательно и страстно!

8. Верн, Ж. Двадцать тысяч лье под водой: роман: пер. с фр. / Жюль Верн. – М.: АСТ: Транзит книга, 2004. – 704 с.

Приведу в пример впечатление от этой книги школьника конца XX – начала XXI века. Не ошибусь, если скажу, что ваших сверстников конца XIX века этот роман тоже приводил в восхищение. Скольких мальчишек того времени Верн своими книгами зажег и увлек, скольких сделал техниками и инженерами, учеными и изобретателями!

«С первых страниц «Двадцать тысяч лье под водой» я погрузился в водоворот событий. Мне казалось, что Верн написал ее только для меня, зная мой характер. Это не та книга, в которой есть скучные повествовательные отрывки, кажущиеся затянутыми автором. Я был там, на Наутилусе, вместе с профессором Аронаксом и его спутниками. Даже не могу сказать, кем из них мне больше всего хотелось быть. Меня восхищала хладнокровность капитана Немо, мужественность Неда Ленда, невозмутимость Конселя, характер которого мне понравился больше всего своим чувством юмора и готовностью в любой момент пожертвовать собой ради профессора Аронакса. Несколько дней зимних каникул пролетели незаметно...»

Дементьев Роман, гимназия № 10.

9. Войнич, Э.Л. Овод: роман / Этель Лилиан Войнич; пер. с англ. Н. Волжиной. – М.: Мол. Гвардия, 1981. – 288 с. – (Б-ка юношества).

Несмотря на то, что сама Э. Войнич считала, что этот роман не годится для подростков, наибольший успех он завоевал как раз среди молодых читателей. Их восхищал главный герой – Овод, человек необычный, странный, чья жизнь и чьи поступки полны загадок и неожиданностей.

Овод, настоящее имя которого Артур Бертон, для ребят был не просто героем, а героем-революционером. А революционные идеи уже гуляли тогда по России, имели колоссальный отзвук в сердцах «русских мальчиков».

С другой стороны, если эта книга была бы только политической, она не была бы столь популярна. Безусловно, история Овода больше всего запоминается удивительной, проходящей через страшные испытания и тернии, любовью между Артуром и Джеммой.

III. ЧТЕНИЕ БАРЫШЕНЬ XIX ВЕКА

Книги, которым отдают предпочтение барышни, девушки, девочки всех времен, всегда отличались от прочего чтения. Ведь ни для кого не секрет, что женщин привлекают романы о любви и произведения, над которыми можно поплакать. И в XIX веке такой литературы было достаточно. Поэтому, наряду с другими произведениями, барышни читали и эту особенную, женскую литературу. Сначала читали женские романы только зарубежных авторов и только в оригинале. Но в конце века и у нас в России появились замечательные писательницы, адресовавшие свои книги барышням. Сегодня эти книги издаются и для нас после долгого перерыва. Эх, а сколько мы могли бы добавить к их библиотеке!

Через два столетия, привет, подружки!

1. Карамзин, Н.М. Бедная Лиза: повести / Н.М. Карамзин. – М.: Сов. Россия, 1986. – 160 с. – (Школьная библиотека).

Повесть «Бедная Лиза» вместе с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале», принесла литературную славу своему автору.

Вся читающая Россия была увлечена ею, а к месту гибели Лизы – к описанному автором пруду – приходили поплакать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была героиня повести Лиза. Успех «Бедной Лизы» был связан с тем, что впервые в русской прозе автор обратился к героине – простой деревенской девушке. А слова автора: «...и крестьянки любить умеют» стали с тех пор крылатыми.

Бедная крестьянская девушка Лиза живет в одной из подмосковных деревень с матерью, от которой наследует свой главный талант – умение преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы, где и повстречается с молодым дворянином Эрастом...

2. Чарская, Л.А. Записки институтки / Л.А. Чарская; сост. и послесл. С.А. Коваленко. – М.: Республика, 1993. – 383 с.

В конце XIX века Лидия Алексеевна Чурилова (такова настоящая фамилия писательницы) была очень популярной. Девочки читали ее взахлеб, а саму писательницу просто обожали. Однако в критике того времени о Чарской сложилось мнение как о писательнице бездарной. Но вот парадокс: чем больше Чарскую ругали критики, тем больше росла ее популярность среди читателей!

В этой книге от лица главной героини – Люды Влассовской, Чарская рассказывает нам о жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц, выпускницей которого была сама писательница. Читая, мы погружаемся в потаенный мир чувств, мыслей, переживаний юных героинь, знакомимся с жизнью в закрытых женских учебных заведениях XIX века. Прочитав ее книги, вы, возможно, поймете, в чем секрет популярности Лидии Чарской у барышень, и почему столь по-разному оценивали ее произведения критики и читатели.

3. Чарская, Л.А. Сибирочка: повесть / Л.А. Чарская; худож. Н. Лавецкий. – М.: Дет. лит., 1991. – 416 с.: ил. – (Книги далекого детства).

В этой книге есть все, о чем любят читать девочки всех времен: красота и добродетель в борении с коварством, жестокостью, превратностями судьбы и ослепительная победа в финале! Сюжет этой книги завораживал, требовал большой эмоциональной отдачи, оттого он всем и полюбился.

С самого начала все было интригующе: овдовевший отец ехал со своей маленькой дочкой в Сибирь к другу. Неожиданно на путников напала стая волков, и, чтобы спасти девочку, отец завернул ее в шубу и подвесил на дереве... А потом в жизни Сибирочки (так назвали девочку те, кто ее нашел и приютил) были встречи с разбойниками и лихими людьми, работа в цирке, столкновение с интригами и коварством жестоких людей и еще много-много всего, что заставляет читателей волноваться, страстно сопереживать героине, временами даже плакать!

4. Водовозова, Е.Н. История одного детства: повесть / обработка для детей О.К. Невзглядовой; худож. С. Ведерникова. – СПб.: VESCO, 1992. – 288 с.: ил.

Перед вами автобиографическая повесть барышни XIX века. «В этой книге я хочу рассказать все, что помню о себе и о своем детстве, о том, как я росла и училась. Я расскажу не только то, что помню сама, но и то, что мне приходилось слышать от моих родных и близких» - так начинается эта книга.

Трагична история семьи Цевловских. Жили они не богато, но дружно. Отец, человек прогрессивных взглядов, любил театр, много занимался своими детьми, их развитием. Но не долго длится счастье. В один миг уносит холера жизни отца и семерых детей Цевловских.

О дальнейшей своей судьбе – о детстве в деревне и об учебе в Смольном институте благородных девиц рассказывает Елизавета Водовозова в своей книге.

5. Руссо, Ж.-Ж. Юлия, или новая Элоиза // Избранное: пер. с фр. / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Дет. лит., 1976. – С. 109-169.

Почему свой роман Руссо решил назвать «Юлия, или новая Элоиза»? Безусловно, главную героиню зовут Юлия, но второе имя для Юлии взято автором романа из истории средневековой Франции. В XII веке жила девушка Элоиза, которую на всю жизнь связала любовь с ее учителем-богословом Пьером Абеляром. Их бракосочетанию помешал дядя Элоизы – религиозный фанатик, и ей пришлось постричься в монахини. Из монастыря она вела длительную переписку со своим любимым, их письма сохранились.

Конечно, герои «Новой Элоизы», Юлия и Сен-Пре – образы вымышленные и поставлены в условия Европы XVIII столетия. Истории этих пар во многом схожи, но чувствам Юлии и Сен-Пре мешает другая сила – сословные различия и предрассудки.

Страдания героев связаны с тем, что Сен-Пре, которого пригласили к Юлии учителем, – бедняк-разночинец. Отец Юлии – аристократ д’Этанж – и слышать не хочет о браке его дочери с безродным мещанином, ему безразличны чувства дочери, главное для него – дворянский титул. Юлию заставляют поступиться личным счастьем и выйти замуж за нелюбимого.

На этом история влюбленных не заканчивается. В течение шести лет они не видятся: Юлия всецело отдает себя семье и детям, Сен-Пре – путешествиям и открытиям. Но настанет время, и они встретятся...

Как любили барышни этот роман, как плакали над его страницами! Помните, даже Татьяна Ларина «влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо»? Интересно через эту книгу проникнуть в сердечко «бедной Тани»...

6. Додж, М.М. Серебряные коньки: повесть / Мери Мейп Додж; пер. с англ. М. Клягиной-Кондратьевой. – М.: Пушкинская б-ка: АСТ: Астрель, 2005. – 318 с.: ил. – (Внеклассное чтение).

В каждой стране есть что-нибудь своеобразное и удивительное. Будучи американкой, Мери Мейп Додж сумела интересно и увлекательно рассказать не о своей стране, а о Голландии, о жизни и быте людей, живущих здесь, о природе этой страны.

Большая часть Голландии лежит ниже уровня моря. Днища плывущих судов часто оказываются на более высоком уровне, чем крыши домов! Реки и каналы пересекают всю страну вдоль и поперек. Вот, где действительно раздолье конькам! Но главный интерес в этой книге для барышень был не только в чудных коньках. Как и любая книга для девочек, она эмоциональна и увлекательна. Поэтому история о жизни детей из бедной семьи, которые мечтают выиграть в состязаниях серебряные коньки, а пока бегают по льду на деревянных брусках, пришлась по душе барышням. Книга интересна, и в ней тоже есть над чем поплакать...

7. Олкотт, Л. Маленькие женщины / Луиза Олкотт; пер. с англ. А. Иванова и А. Устиновой. – М.: Глобулус, 2002. – 312 с.: ил. – (Маленькие женщины).

Роман Луизы Олкотт признан одним из шедевров мировой литературы. Во второй половине XIX века он был безумно популярен среди барышень – его растаскивали на цитаты, подражали героиням. Он написан искренне и поэтично и проникнут неподдельным человеколюбием и добротой.

Героини этой книги – четыре сестры Марч: Эмми, Бет, Джо и Мег. Они не богаты, вынуждены работать, и живется им очень трудно, но радостно. Девочки очень разные: Мег – самая старшая, красивая и рассудительная, Джо похожа на мальчика, бойкая и решительная, Бет – «тихоня», Эмми – сильная личность. Но, в главном девочки похожи. Их отец – священник – воспитал дочерей глубоко верующими. Сестры очень любят друг друга и родителей. Они всегда готовы прийти на помощь людям, добры и милосердны.

Сегодня эта книга переживает второе рождение, ее заново открывают для себя девчонки XXI века и, удивительно, проблемы и переживания сверстниц XIX века тоже не оставляют их равнодушными!

IV. ЧТЕНИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

Замечательные дети – это наши известные писатели и поэты, которые в XIX веке были детьми и подростками. А представленные в этом разделе книги не совсем обычны. Став писателями, эти замечательные дети рассказали о своем детстве, чтении и о своих любимых книгах на страницах своих произведений. Среди них есть и гимназисты, например, В.Г. Короленко, и «дети из народа», как А.М. Горький, а также барышня М. Цветаева. Прочитав их произведения, вы узнаете, что чтение и тех, и других было многосторонним, увлекательным, творческим, что, возможно, позднее привело их в литературу.

1. Аксаков, С.Т. Детские годы Багрова-внука: повесть / С.Т. Аксаков; худож. А. Иткин. – М.: Дет. лит., 1990. – 318 с.: ил. – (Школьная б-ка).

Эту книгу можно сравнить с машиной времени, которая позволяет не только увидеть все происходящее, но и заставляет нас пережить это происходящее. Перед вами первая, российская автобиографическая повесть о детстве, автор которой – русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков.

Вы можете сказать, что в этой книге не происходит ничего занимательного. И, правда! Просто живет маленький русский мальчик Сережа с мамой, папой, бабушкой и с другими близкими людьми, на глазах взрослеет и умнеет. Да и происходит все незатейливо, неторопливо, но все же чтение этой истории заставляет задуматься, уносит в то время, в то далекое детство маленького Сережи Аксакова.

В центре повести чуткая, пытливая, жадная до впечатлений душа мальчика. Сережа с малых лет способен на многое: он глубоко чувствует красоту природы, тепло и искренность человеческих отношений и великое русское слово. Сережа Багров, как назвал себя Аксаков в повести, не «из народа», и еще не гимназист. Он сын помещика, дома научившийся читать и писать. Но читать мальчику решительно было нечего. Единственные три книги, которые можно читать детям, он уже в 5 лет знал наизусть, а мать не разрешала брать «толстые» книги отца. Так и мучился наш «охочий до книг», пока их семья не познакомилась с добрым своим соседом...

2. Короленко, В.Г. История моего современника: в 4-х т. / В.Г. Короленко; ил. А. В. Озеревской. – М.: Правда, 1985. – 702 с.

Будучи гимназистом, В.Г. Короленко книги читал запоем. Русских писателей он брал у своего учителя, который давал ему и неразрешенные в то время книги Писарева, Добролюбова, Некрасова. А первые книги зарубежных авторов он тайком брал у старшего брата:

Я следовал в этом за моим старшим братом...

...Я лишь тайком, в его отсутствие, брал книги и, весь настороже, глотал страницу за страницей. Это было странное, пестрое и очень пряное чтение. Некогда было читать сплошь, приходилось знакомиться с завязкой и потом следить за нею вразбивку. И теперь многое из прочитанного тогда представляется мне точно пейзаж под плывущими туманами. Появляются, точно в прогалинах, ярко светящиеся островки и исчезают... Д’Артаньян, фигуры его друзей мушкетеров, убийство королевы Марго... Все эти образы появлялись и исчезали, вспугнутые шагами брата, чтобы затем возникнуть уже в другом месте (в следующем томе), без связи в действии, без определившихся характеров. Поединки, нападения, засады, любовные интриги, злодейства... Порой мне приходилось расставаться с героем в самый критический момент, когда его насквозь пронзили шпагой, а между тем роман еще не был кончен, и, значит, оставалось место для самых мучительных предположений. На мои робкие вопросы, – ожил ли герой, и что сталось с его возлюбленной, – брат отвечал суровой важностью:

- Не трогай моих книг! Тебе еще рано читать романы!

И прятал книги в другое место...»

Оказывается, как это интересно – читать о чтении другого человека! Как много узнаешь о нем, ведь чтение – лучшая стенограмма человеческой души!

3. Горький, М. Детство. В людях. Мои университеты / М. Горький. – М.: Худ. лит., 1989. – 590 с. – (Школьная б-ка).

Всем известно, что Максим Горький был «из народа». Но чтение его в детстве отличалось от чтения таких же ребят, как он, среди которых были и вовсе не умеющие читать. Прочитав его автобиографическую трилогию, вы многое узнаете о том, какое нелегкое, часто безотрадное детство было у писателя. Не было возможности учиться, надо кормить себя, бабушку с дедушкой, а вместо учебы работать, работать... Но, зная, что Горький был образованным и умным человеком, знаменитым писателем, мы понимаем, что в жизни можно многого добиться. И главное «спасибо» в своей жизни Горький говорит книгам.

Чтение книг после работы, чтение в трудные минуты дало ему все! Мальчиком, читая книги, он увидел и понял, что бывают на свете люди честные, сильные духом, правдивые и интересные. Оказывается, убедился он, и жизнь может быть интересней и лучше... А пока его ежедневно окружало суровое, жестокое, грязное... Оттого Горький стал считать, что книги лучше, интересней, ближе людей.

Он писал: «Каждая книга была маленькой ступенью, поднимаясь на которую, я восходил от животного к человеку, к представлению о лучшей жизни и жажде этой жизни. Какое это счастье – быть грамотным!»

4. Цветаева, М. Мой Пушкин // Господин мой – время / М. Цветаева. – М.: Вагриус, 2000. – С. 45-83. – (Мой 20 век).

«Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот...». Так в три года узнала Марина Цветаева Александра Сергеевича Пушкина.

Вы наверняка знакомы с поэзией Цветаевой и знаете, что у нее немало стихотворений, посвященных Пушкину. Но «Мой Пушкин» – проза, в которой Цветаева рассказывает о своем Пушкине, о своей безграничной любви к нему, о том, как еще в раннем детстве страстно полюбила поэта.

В семь лет она знала наизусть «Цыганы»: «Мой первый Пушкин – «Цыганы». Таких имен я никогда не слышала: Алеко, Земфира, и еще старик... А я влюблена в цыган: в Алеко и в Земфиру, и в ту Мариулу, и в того цыгана, и в медведя, и в могилу, и в странные слова, которыми все это рассказано. И не могу сказать об этом ни словом: взрослым – потому что краденное, детям – потому что я их презираю... Но, в конце концов, любить и не говорить – разорваться, и я нашла себе слушательницу в лице няньки и ее приятельницы».

Это только отрывки из страстной, чарующей книги. Здесь много и других событий, случаев, связанных с Пушкиным, с детством Цветаевой. Детские воспоминания красивы и лиричны. Они чудны и интересны, некоторые эпизоды заставляют нас удивиться и от души улыбнуться поразительному ребенку-Цветаевой.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Конечно же, мы предложили вам только малую частичку из круга чтения ваших сверстников XIX века. Если бы мы попытались рассказать обо всех авторах, то список получился бы намного больше. Может быть, в отборе книг мы были иногда субъективными, отбирали то, что с нашей точки зрения было наиболее характерно для чтения тех читательских групп, которые предстали перед вами, и то, что понравилось нам самим.

Если вас заинтересовала эта тема, то мы обещаем ее продолжить.


Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru