Снова задали сочинение... Предстоящая работа многих школьников не радует, и все чаще в поисковике задаётся вопрос: «Как писать сочинение?». Ведь всем известно, что сочинение – работа творческая и нелегкая, где нужно выражать свои мысли, взгляды, вкусы, показать знание материала.
Школьник, который способен интересно и грамотно написать сочинение, может четко и ясно формулировать свои мысли и в устной речи, и письменно, утверждают педагоги. Умение писать сочинения поможет достичь успеха почти в любой сфере деятельности.
Тем, кому до выпускных классов далеко, есть время научиться нелегкому делу сочинительства. Хорошим помощником в учёбе станет Детская библиотека, так как она обеспечит вам большой выбор лучших книг.
Самый главный совет от Детской библиотеки:
Чтобы научиться писать интересные сочинения, читайте как можно больше. Любую литературу: книги различных жанров, журналы, газеты. Это углубит знания и позволит почерпнуть новые идеи.
Старайтесь общаться с людьми, чья речь находится на высоком уровне. Порой достаточно слушать каждый день речь человека с высокой речевой культурой по телевидению и радио, чтобы запомнить, записать новые слова, интересные выражения и обороты и использовать их в своей письменной работе.
Посещайте библиотеки, музеи, театры. Наибольшей результативности вы добьетесь, если поход будет коллективным, семейным, с последующим обменом мнений.
Ещё несколько советов:
Классическая структура сочинения из вступительной, основной и заключительной частей как нельзя лучше способствует написанию интересного сочинения. Она поможет полностью раскрыть тему и удерживать внимание читающего. Уделите особое внимание первой части, ведь известно, что первое впечатление – наиболее сильное. Это относиться и к людям, и к книгам, и, конечно, к сочинениям.
Если это не оговорено в самом задании, подумайте, в каком жанре получится лучше всего раскрыть тему. Например, очень интересными могут получиться сочинения в жанре сказки, рассказа, письма от лица одного из героев или дневниковых записей.
Выберите интересный эпиграф, отражающий суть вашего сочинения. Он поможет сформулировать задачу, подчеркнуть идею и с самого начала заинтересовать читателя.
Сохраняйте логику повествования и пишите по существу. Не пишите ничего лишнего, чтобы достичь заданного объема. Такие ненужные вставки только рассеивают внимание, из-за них может пропасть желание читать ваше сочинение дальше.
Завершив логическую цепочку и сделав выводы в заключительной части, намекните на другую важную тему, плавно вытекающую из настоящей. Такой прием поможет сохранить некоторую интригу, превратив вас из обычного ученика в писателя, умело подогревающего интерес читателей.
Будьте честны. Не старайтесь написать то, что, как вам кажется, ожидает прочитать учитель. Во-первых, так вы научитесь выражать именно свои мысли, и это поможет вам в дальнейшем. А во-вторых, новая позиция и свежий взгляд на предмет всегда намного интереснее. Не переживайте из-за возможной критики, учитесь отстаивать свое мнение.
Изучите тему как можно подробнее. Например, если требуется сочинение по литературному произведению, нужно прочитать не только его, но и биографию писателя, критические статьи, знать особенности той исторической эпохи, к которой оно относится.
И пишите, пишите, пишите, как можно больше. «...пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания (их можно и нужно писать как можно раньше – не худо ещё в юные годы – о своём детстве, например)» (Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»). Только практика поможет научиться создавать яркие, интересные работы.
Подробнее читайте здесь.
Интересные советы бывалых родителей не только для родителей
Многие родители с улыбкой вспоминают книгу Джанни Родари «Бином фантазии». Писатель из Италии Джанни Родари, создавший таких сказочных героев, как Чиполлино, Джельсомино и многих других, всю свою жизнь занимался тем, что пытался найти приемы и методики, помогающие детям развивать фантазию. В книге «Бином фантазии» автор делится интересными методами обучения детей сочинительству. Попробуйте поиграть, как пишет Родари. Возможно, вам удастся разбудить в своём чаде писательскую страсть.
Как работать описано здесь. Сам текст можно прочитать тут.
Неумение детей писать сочинения – это и нехватка словарного запаса, и трудность в выражении собственных мыслей, чувств, настроений. Именно этот «фундамент» умений по написанию сочинений закладывается в начальной школе. Если ребёнку трудно писать сочинения на уроках русского языка, пора заняться с ним развитием речи дома.
Книги по развитию речи можно взять в детских библиотеках Челябинска:
Безденежных, Н.В. Изложения, сочинения, мини-эссе для начальной школы / Н.В.Безденежных. – Изд.2-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2012. – 285 с.
Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / А. С. Герасимова; под ред. Б. Ф. Сергеева. - М. : Айрис-пресс, 2003. - 158 с. - (Внимание: дети!).
Земцова, О. Н. От слова к рассказу: развиваем речь: для детей 5-6 лет / О. Н. Земцова. - М.: Махаон, 2005. - 16 с.: цв. ил. - (Умные книжки).
Козырева, Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет [Текст] / Л. М. Козырева; худож. Е. А. Афоничева. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 159 с.
Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации [Текст] : учеб. пособ. по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. - 2-е изд. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 288 с.
Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет [Текст] / И. И. Мельникова; худож. Е. А. Афоничева. - Ярославль: Академия развития , 2002. - 142 с.
Развитие речи [Текст]: тесты, 6-7 лет / С. Е. Гаврина и др.; худож. О. В. Кулькова. - М.: РОСМЭН, 2012. - 79 с.
Светлова, И Е. Развиваем речь ребенка [Текст]: спец. программа по успешному овладению грамотной и выразительной речью / И. Е. Светлова.- М.: ЭКСМО, 2006. - 79 с.
Узорова, О.В. Как научить ребенка писать сочинения по картинкам [Текст] : учеб. пособие / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова ; худож. С. Богачев. - М. : Планета детства, 2002. - 255 с.
Золотое правило для родителей школьников: никогда не писать сочинение за ребенка! Даже если отпрыска очень жалко: «Он ведь еще совсем маленький, потом научится!». А вот помогать можно и нужно. Порядок действий описан в журнале «Здоровье школьника» 2013 год, №10, с.26.