Антология новой детской литературы

Бабушки и дедушки читали стихи Агнии Барто и Корнея Чуковского, рассказы Виктора Драгунского и Николая Носова, сказки Андерсена, волшебные истории Туве Янссон и Астрид Линдгрен сегодняшним родителям, когда те были детьми.

Теперь молодые матери и отцы вместе с супом и кашей скармливают те же книги уже своим подрастающим деткам. И это хорошо.

Но за последние десять-пятнадцать лет в России появилась новая литература. Авторы этих книг не боятся говорить с детьми о войнах, фашизме, сексуальных меньшинствах, правах человека, устройстве Вселенной, болезни и смерти близких, разводе родителей.

Обозреватель Наталья Кочеткова выбрала новые книги, которые помогают современному ребенку понять этот мир.

Антология новой детской литературы: до 3-х лет О том, что малышам принято читать Корнея Чуковского, Агнию Барто и Самуила Маршака, а детям постарше — Николая Носова, Виктора Драгунского, Астрид Линдгрен и Андерсена, знают абсолютно все родители. А вот книги современных авторов, или классиков, чьи тексты по каким-то причинам только сейчас оказались доступны российскому читателю, пока родителей настораживают.

Антология новой детской литературы: книги от 3 до 6 лет (часть I) В обзор включены книги, которые учат распознавать шутку и языковую игру, рассказывают детям об окружающем мире и устройстве различных механизмов, помогают справиться с конфликтными ситуациями и объясняют смысл и ценность человеческой индивидуальности.

Антология новой детской литературы: книги от 3 до 6 лет (часть II) Смелость думать и поступать не как все, самостоятельность, оптимизм, находчивость, открытость, доброта, умение не отчаиваться даже в сложных обстоятельствах — всеми этими качествами обладают герои книг современных отечественных и зарубежных авторов.

Антология новой детской литературы: от 6 до 9 лет (часть I) Естественно-научная сказка о треске, собрание сочинений сказочника Роальда Даля и описание мира ребенка с синдромом Дауна. Наталья Кочеткова написала об 11 книгах, которые помогут младшему школьнику найти ответы на важные вопросы.

Антология новой детской литературы: от 6 до 9 лет (часть II) В советские времена принято было считать, что литература «учит». Особенно детская. Прошло довольно много времени, прежде чем российские читатели перестали относиться к художественной литературе, как к учебнику жизни. Итак, писатели не учат — они делятся опытом. И задают важные вопросы. Как живет семья, в которой вместо отца отчим? Вместо кровных детей — приемные? Где нет бабушек и дедушек, а детям хочется, чтобы они были? И вообще, что такое жизнь и смерть, и стоит ли пугаться последней?

Антология новой детской литературы: от 6 до 9 лет (часть III) Одна из задач, которую ставят перед собой современные детские писатели, — объяснить детям, что взрослые тоже люди. А значит, они могут уставать и срываться, заблуждаться и винить себя за промахи, быть легкомысленными и неосмотрительными. А детям неплохо бы научиться терпению и снисхождению к окружающим. Наталья Кочеткова составила список новых детских книг, которые помогают ребенку лучше понять мир вокруг себя.

Антология новой детской литературы: от 9 до 12 лет (часть I) Девяти-двенадцатилетние — уже не дети, но еще не подростки. Их считают маленькими, но они сами берут на себя большую степень ответственности, иначе смотрят на мир, по-другому переживают радости, неприятности и трагедии. Всерьез начинают думать о том, чего хотят, во что верят, какой будет их взрослая жизнь.

Антология новой детской литературы: от 9 до 12 лет (часть II) Современные писатели говорят с младшими подростками об уважении к чужой культуре и опасности всякой дискриминации. Истории вообще и Второй мировой войны в частности. Жизни в Советском Союзе, взрослении и ответственности за другого человека. Обозреватель Наталья Кочеткова подобрала десять книг, рассказывающих детям об истории, жизни социума и человека в нем.

Антология новой детской литературы: книги от 12 до 15 лет (часть I) Как понять, что зло — это зло, а преступление — преступление, если раньше ни с чем подобным не сталкивался? Как найти способ помочь другому, если есть силы и желание это делать? Как помогая не навредить? Какова ценность человеческой жизни? Так ли страшна смерть? Что такое история, и кто будет расплачиваться за ее ошибки? У подростковой литературы, кроме художественной, есть и другие задачи. Например, постепенно подготовить молодого читателя к вступлению в мир взрослых.

Антология новой детской литературы: от 12 до 15 лет (часть II) Увидеть в детях «с особенностями» — просто детей. Понять, что школьный мир может быть не только радостным, но и жестоким, и научиться этой жестокости противостоять. Преодолеть страх смерти и одиночества. Научиться видеть хорошее там, где все хуже некуда. Обозреватель Наталья Кочеткова собрала книги, авторы которых с сэлинджеровской легкостью, без менторства и назидательности говорят с подростками на сложные темы.

Антология новой детской литературы: от 12 до 15 лет (часть III) Как говорить с подростками о любви и (о ужас!) о своем первом сексуальном опыте? Когда начинать разговор о наркотиках с детьми из «приличных семей»? Что делать с влюбленностью школьницы в учителя? И как вернуться к жизни после того, как окружающие уже почти махнули на тебя рукой?


Возврат к списку

К началу страницы