ЧИТАТЕЛЬСКИЕ РЕФЛЕКСИИ НА ПОЛЕ ЧУДЕС

И опять прогулка по Полю Чудес нового века.

Собственно говоря, «прогулка» это, конечно, некоторое лукавство. Мы ведь, практически, уже живем на этом Поле, (особенно сейчас, в пандемической ситуации, которая, увы, кажется ситуацией быть перестает…). С утра мы заходим туда и оглядываем окрестности, а там… Можно просто «сёрфить» и ухнуть на это целый день. И в таком хаотическом бродяжничестве вполне можно набрести на что-то интересное и ценное.

Но более эффективный результат случается, когда мы имеем заранее построенный маршрут. Это не означает, что мы будем идти только четко по прямой, и здесь мы будем то и дело сворачивать в симпатичные закоулочки и на боковые дорожки, но это будут дорожки и тропинки так или иначе связанные с основным маршрутом.

Основной маршрут на сегодня – детская литература и детское чтение.

И первая наша остановка на МЕЛ.Teens

Образовательно-воспитательный портал МЕЛ, существующий уже около двух лет, достаточно хорошо зарекомендовал себя в сети как ресурс оперативный, представляющий актуальную и достоверную информацию, не чуждающийся острых и дискуссионных тем. Подкаст МЕЛ.Teens, появившийся несколько позже, позволяет, что называется «припасть к истокам»; о проблемах образования, воспитания, о жизни вообще, ее острых ситуациях, ее ценностях говорят здесь сами дети. То есть, конечно, подростки от 14 до 18 лет. Разумеется, это не все детское сообщество, это даже не классы; в каждой передаче участвуют 2-3 подростка, но «среднюю температуру по больнице» такое общение все же позволяет почувствовать.

С началом пандемии и жесткого локдауна все это притормозилось, но вот сейчас подкаст снова активно функционирует, и мы можем снова из первых уст узнавать, что наши дети думают и чувствуют. Что думают о нас, например. Одна из последних передач об этом: «Кто ж его знает, до чего мы не доросли?!». Про эйджизм и взросление.

Шестнадцатилетние Настя и Сергей подозревают, что «взрослые вообще не умеют веселиться», «не умеют и не должны бегать и прыгать». Взрослые склонны «обесценивать нашу позицию, потому что мы молоды и «не доросли»; «они ставят нам в вину возраст, на который мы никак не можем повлиять». Они транслируют молодым «старые установки» и это ладно бы – «бесит, что их нам навязывают!».

Как видим, поле для конфронтации очерчено достаточно резко. Но при этом, как же они подчас растеряны, слабы, уязвимы и как нуждаются в опорах!

Где они ищут эти опоры? Все там же, на Поле Чудес. Об этом, выпуск МЕЛ.Teens «Ярмарка тщеславия и продуктивность в социальных сетях».

Мы узнаем, что «каждый старается найти свой идеальный мир, свою картинку» и по этим «картинкам» сверяется своя жизнь: «насколько мой день содержит достаточно ярких событий», «вокруг меня все продуктивные», самому тоже обязательно нужно быть «продуктивным» – «все в такой гонке», надо «забить максимально каждый день».

И вроде, да, «я сама продуктивная», но временами почему-то возникает неприятное чувство, что «находишься в каком-то самообмане», что эмоционально истощаешься, потому что «гонка» внутренне «ничего не дает».

«Легкие углеводы» блогов и инстаграм-страничек явно ресурсно не дотягивают до тех вызовов, перед которыми мы сегодня находимся.

И, боже мой, как горько-пронзительно звучит передача «Сказал маме «люблю» первый раз на суде». Про семью, наркотики и воспитание детей»! Как по-другому в этом контексте видятся «старые установки»! И как мы виноваты, виноваты, что так неповоротливы, так не успеваем за ними, так нагружаем их своими страхами, а не своей уверенностью!

Интернет стал символом безграничного мира. Но без границ и берегов можно затеряться и потерять себя, потерять свой путь.

На портале «Год литературы РФ» есть сейчас интересная подборка: «Уроки 2020-го: отвечают современные писатели». Среди отвечающих – Е. Водолазкин, человек, чье литературное творчество мне очень близко, и он сказал об этом так: «Границы полезны человекам. Ограничивая свое «Я», мы становимся ответственней. Безграничное существование ведет в конечном счете к хаосу – а мы ищем космос…»

Да, мы ищем космос и в себе самих тоже. Мы ищем большие смыслы, которые бы работали в широких пределах. А за большими смыслами нужно ходить в «сложные пространства» – это совет нашего главного «мозговеда» Т. В. Черниговской. «Сложные пространства» - это концептуальные выставки, концерты камерной современной и классической музыки, авторское кино, спектакли и книги, конечно.

Чтение сегодня потихоньку выходит из опалы. И хотя, явно не становится предметом массового увлечения, но зато уже становится неким знаком элитарности. А. Генис еще в начале 21-го века говорил, что чтение «рискует выродиться в аристократическое хобби, вроде конного спорта или бальных танцев» - оказался прав!

Конечно, мы причастные к продвижению книжной культуры, заинтересованы в том, чтобы границы этого «элитарного увлечения» постепенно расширялись. Поэтому, тема функций, смыслов, техник и методик чтения постоянно и разнообразно проговаривается в сетевом пространстве. К уже известным и зарекомендовавшим себя ресурсам, таким, например, как «Книжный базар», «Чтение.ру», «Растим читателя», добавляются новые. Для меня сегодня добавился, например, новый подкаст на платформе «Маяка» «Пойми себя, если сможешь» – авторский подкаст Артема Новиченкова.

Имя А. Новиченкова впервые мне встретилось года два назад в подкасте «Штаб-квартира», где обсуждалась тема «Секс и русская классика» в связи с требованием некоего церковного деятеля на запрет в школах некоторых рассказов А. П. Чехова. Артем Новиченков был приглашенным экспертом как словесник одной из московских гимназий. Он был язвительно-остроумен, говорил хлестко, до цинизма, ярко и афористично. Я еще подумала – ого, какие нынче учителя-то случаются в школах!

Потом я увидела этого учителя на видеосеминаре у Е. Асоновой на «Чтении.ру», где он был одним из выступающих и представлял свою любопытную методику продвижения классики, в которой широко использовались компьютерные игры, современные фильмы и сериалы.

И вот, Артем Новиченков дозрел до авторского подкаста! Меню его подкаста безумно интересное, просто глаза разбегаются и многое тут же встало в мой «лист ожидания»:

Но пока я выбрала тему «Зачем читать книги», как наиболее близкую к теме нашего разговора.

Артем Николаевич опять, (как на упомянутом видеосеминаре), выступает апологетом симбиоза источников-носителей смыслов: «Не надо рассматривать книгу, как обязательное; то, что единственно приведет нас к истине». Новиченков – знаток современных медиаресурсов, он не понаслышке знаком с самыми современными компьютерными играми, знает их содержательные матрицы, их техники и методики; он легко оперирует примерами – позавидуешь и порадуешься за педагога, который способен говорить с детьми на их языке!

А. Новиченков убежденный сторонник того, что книга сегодня – не единственный транслятор смыслов; более современные носители успешно конкурируют с книгой. Тем не менее, в некоторых вопросах Артем Николаевич видит преимущество книги и чтения. В чем?

- Чтение в большей мере, чем что-либо другое, способствует включению созерцания в нас, позволяя нам узреть прекрасное;

- книга – замечательный «инструмент самокопания». Чтение это то, что «прибавляет нам нас», «расширяя территорию нашего понимания».

При этом, Новиченков много раз оговаривается, что и другие ресурсы могут делать это. Но книга делает это наиболее успешно и с меньшими затратами. Невольно снова вспоминается А. Генис, который говорил: «Чтение есть частное, портативное, общедоступное, каждодневное счастье – для всех и даром».

Мои неизменно любимые Г. Юзефович и А. Завозова, прекрасные распорядительницы «Книжного базара», в последнем подкасте сезона, «Финальный эпизод года», традиционно отвечают на вопросы и во многом здесь звучат в унисон с А. Новиченковым.

В частности, отвечая на вопрос «Стыдно ли не читать книги?», они отвечают: «Нет, не стыдно! Стыдно, когда из этого человек делает платформу своей идентичности», размахивая своим нечтением, как флагом.

Много внимания ведущие на этот раз уделили современным способам чтения, в частности, чтению аудиокниг. А. Завозова – страстный адепт этого вида книг, а Г. Юзефович отметилась на этом поле не только, как читатель, но и как чтец, начитав одну из своих любимейших книг – «Историю моего современника» В. Г. Короленко.

Между прочим, А. Завозова приводит красноречивый факт – 70% слушателей аудиокниг до их появления в своей жизни вообще не читали! Доказательно? Да, несомненно!

Есть здесь, правда, на мой взгляд, два «но». Во-первых, важен твой преимущественный канал восприятия. Я, например, не аудистик и на слух воспринимаю плохо; я визуал и мне нужен текст, чтобы полноценно его воспринимать. Я могу слушать аудиокниги, как вариант, но сделать это преимущественным видом чтения – нет!

И второе – в аудиокнигах очень значима фигура чтеца, насколько его голос, тембр, интонация, ритм совпадают с текстом. Иногда, это сразу отторгает от аудиокниги. Есть и еще одно. Чтение вслух – это уже интерпретация, как бы чтец не хотел оставаться нейтральным. А значит, у слушателя уже отнят приоритет своей интерпретации, а это, согласимся, существенная потеря!

Разумеется, это не аксиоматично, все сугубо индивидуально и вне всяких сомнений, аудиокниги многих втянули в орбиту чтения, за что им превеликая благодарность!

Прекрасным дамам на «Книжном базаре» в очередной раз задавался вопрос и об эффективном чтении – как эффективно читать? Беспокойство на эту тему, как считают ведущие подкаста, связано, в частности, с тем, что чтение сегодня часто воспринимается «как инвестиция»; читатель «хочет получить максимум за свои потраченные деньги и время» и снизить все, что может помешать «окупаемости». В сущности, это приемлемый подход, когда мы имеем дело с чтением, в котором есть своя утилитарная, прагматичная цель; чаще всего это чтение деловой, научной, научно-популярной литературы. Когда речь идет о художественном чтении, то здесь главная цель «просто получить удовольствие». И для эффективного чтения здесь нужно «просто читать больше»; чем больше читаешь, «тем глубже видишь текст», тем больше, разнообразнее поле ассоциаций.

В сети немало ресурсов, которые дают нам яркие образцы таких эффективных прочтений: «Полка» Ю. Сапрыкина, тот же «Книжный базар», «Зеленая лампа» В.Н Шацева, «Внеклассное чтение» с А. Серазетдиновой, «Экспекто патронум» А. Шур и А. Красильщик и др.

С недавних пор появился еще один ресурс, и он прекрасен! Это подкаст «Между строк» литературного критика Льва Оборина. В каждом выпуске берется только одно стихотворение и вокруг него, вместе с приглашенным гостем,(или гостями), строится весь разговор.

Я бросилась к своему, к стихотворению стойко и пламенно мною любимого Ф. И. Тютчева «День и ночь». И как всегда, снова убедилась, что говорить о поэзии – неблагодарное дело, даже когда это делают истинные мастера. Любые, даже самые умные и интересные разговоры, бледнеют и становятся невыразительными на фоне потрясающе ярких и емких поэтических образов. Когда я посмотрела, что записала, слушая этот выпуск, то оказалось – только тютчевские строки!

Тем не менее, этот ресурс притягателен. Это, как клуб гурманов, где наслаждаешься не только великолепно приготовленным блюдом, но и пониманием и со-восхищением «сотрапезников».

Обозначив свой маршрут, как «детская литература и детское чтение», я, похоже, все еще на подступах к «столбовой дороге». Это еще одно доказательство того, как трудно здесь держаться твердого курса – все время затягивают «окрестности»! Но ведь дорога и запоминается видами по сторонам!

Не будем оправдываться, а лучше сосредоточимся на предмете нашего интереса.

Итак, «Экспекто патронум» - пожалуй, лучший из подкастов, посвященных детской литературе. Я с большим пиететом отношусь к платформе, на которой этот подкаст существует – академия Arzamas – серьезный, насыщенный, очень представительный просветительский канал, где детский контент обширный и многообразный.; «Экспекто патронум» здесь один из множества.

У ведущих – Анны Шур и Анны Красильщик – свой подход к представлению и продвижению детско-подростковой книги. Он заключается в ответах на актуальные для юных слушателей вопросы,( а вопросы поставляются непосредственно респондентами-детьми), через разговор на материале конкретной книги:

Среди последних выпусков заинтересовали два:

Передача о Пушкине не показалась мне удачной. Была какая-то натужность в стремлении доказать детям, что Александр Сергеевич был тоже человеком, в детстве играл и шалил, любил шутить и прочая. Было как-то даже неловко…

«Барышня-крестьянка» прочитана лихо, но как-то тоже без радости, без упоения текстом. Помнится, в подкасте «Внеклассное чтение» был выпуск по «Повестям Белкина»и было это у Анастасии Серазетдиновой богаче и смыслами и интонациями.

«Зверскому детективу» А. Старобинец повезло гораздо больше.

Выбранный ракурс интересен и актуален для каждого ребенка – кто я, почему я такой, что делает меня собой? Все это – через образ Барсукота, младшего барсука полиции Дальнего леса, подкидыша-кота, воспитанного Барсуком; героя так трудно и драматично идущего к своей идентичности.

Сразу опять остро захотелось иметь эти тексты в руках, (черт возьми, ну почему они так безумно дороги!). Ведущие утешили, что две первые книги уже существуют как аудиокниги – можно послушать. Но текст, текст! Тем более, ведущие так заразительно декларировали «наслаждение текстом»! Решено, он у нас будет!

Много интересного вокруг детской литературы на портале «Чтение.ру» Московского педагогического университета и лаборатории социокультурных образовательных практик.

Интересна, например, статья «Современные сказочники и их сказки», в основе которой, попытка классификации современных российских литературных сказок на основе «практических и педагогических установок, которыми руководствуется взрослый, (педагог, родитель), когда выбирает книги для чтения ребенку».

В соответствии с этой посылкой выделяются:

  • Сказка, которая поможет что-то объяснить, направит наблюдения ребенка за окружающим миром в нужное русло;

  • Сказки дидактические, которые помогут узнать и понять важные морально-этические нормы, научат распознавать и называть свои эмоции, предложат социально одобряемее модели поведения;

  • Сказки-игры – они формируют внимательное отношение к слову, умение считывать юмор, иронию, словесную игру.

Статья не аналитическая, ее ценность в предложенной маркировке современного сказочного репертуара и, собственно, в первичном отборе сказок по каждому разделу.

Как всегда интересны темы, которые предлагает Е. А. Асонова, одна из наиболее заметных специалистов, занимающихся антропологией детского и семейного чтения. Сегодня на портале «Чтение.ру» выставлена ее видеолекция «Кто такой компетентный ребенок».

Екатерина Андреевна утверждает, что принцип «вырастешь-разберешься» сегодня не работает из-за «сверхдоступности и шквального характера информации». Ребенка необходимо сегодня и сейчас вооружить компетенциями, которые сделают жизнь ребенка во всех отношениях безопасной и обеспечат ему достойное развитие.

Какие компетенции нужны ребенку? Компетенции, связанные с жизнью его тела, с многообразными процессами жизнедеятельности. Компетенции, связанные с жизнью социума, его законами и правилами, всеми аспектами безопасности в нем. Компетенции, связанные с новой грамотностью. Это и умение перемещаться в пространстве информации, зная здесь опорные точки, умея задавать правильные вопросы, представляя направления перемещений, знание альтернативных традиционным текстовым, источников информации, умение эффективно пользоваться ими.

Главная ценность лекции автора в отборе и комментировании книг современного потока детской литературы, которые могут быть использованы родителями и педагогами в формировании «компетентного ребенка».

В целом же, есть ощущение, что сама детско-подростковая литература гораздо интереснее пока попыток ее осмысления. И это нормально – «древо жизни» всегда опережает теорию, у которой «длинный тормозной путь»; ничего, будем догонять, главное – есть пространство для разбега!

Где же мне поставить точку, мои странствия что-то подзатянулись!

Пожалуй, это будет новая история в блоге Е. Мурашевой на «Снобе», «Романтики, или История одной мистификации с грустным финалом».

Это история не скажу жестокого, но явно некорректного эксперимента учительницы и ее взрослой ученицы над подростками с целью выяснить, «подвержены ли современные подростки романтике». Две дамы, зрелая и молодая, организовали ремейк знаменитой мистификации с Черубиной, (Черубина де Габриак из «Серебряного века», помните эту феерическую историю?). И ребята «повелись», дело дошло до дуэли… История драматичная, конечно, хотя, может быть, это случай «оптимистической драмы», который показал – «подвержены» и еще как подвержены! Новый век, новые реалии и вызовы, новая среда, но по-прежнему непреложным остается:

Нельзя сказать, что нужно.

Жалкий нищий сверх нужного имеет что-нибудь.

Когда природу ограничить нужным –

Мы до скотов спустись бы…

(У.Шекспир. «Король Лир»)

Материал подготовила Наталья Константиновна Сафонова, 

КПН, главный библиотекарь по научно-методической работе ЦГДБ им. А. М. Горького 

МКУК ЦСДБ г. Челябинска


Возврат к списку

К началу страницы