454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

Януш Корчак. Правила жизни

Сегодня мы поговорим о книге Я.Корчака «Правила жизни», которая издана по решению Российского детского фонда.

Сам Корчак в предисловии к этой книжке предупреждает, что она совсем непростая: «Это не описание путешествия и не историческая повесть, и не рассказ о природе. Это не повесть и не школьный учебник, а научная книга».

Научную книгу читать непросто – «научная книга заставляет человека самого много думать». Может быть, не всем это нравится, поэтому писатель предупреждает: «Мне кажется, что эта книжка очень нужная. Может быть, не всем, а тем, кто любит вдумываться». Мы знаем, что сегодня среди нас таких людей немало! Тем более, что в вашей новой школьной программе от вас просто требуют умения читать разные, в том числе и научные тексты.

«Правила жизни» называется книжка. Хорошо, когда есть правила, это мы с вами отлично знаем – любая игра без правил рассыпается, превращается в ссору, склоку, выяснения отношений. Для общества людей тоже есть правила. Есть правила писанные – Конституция, законы, – и они обязательны к исполнению; нарушения здесь влекут за собой санкции.

А есть правила «неписанные», о которых люди сами между собой договариваются, чтобы жизнь была более удобной для всех и каждого, чтобы никто никого не притеснял и не обижал. Вот именно о таких правилах и предлагает порассуждать Я. Корчак.

Свою книжку Корчак предназначал и взрослым, и детям, но детям особенно. Потому что для них правила важнее и ценнее – ведь дети «новенькие» в классах жизни, им так важно иметь какие-то путеводные ниточки, чтобы не запутаться и не заблудиться!

Книжка разбита автором на пятнадцать небольших главок; в каждой рассуждения о правилах жизни для разных случаев. Перечислю некоторые названия глав: «Самые близкие люди», «Дом-квартира», «Двор-парк», «Улица», «Школа», «Симпатичный-несимпатичный», «Богатый-бедный», «Мальчики-девочки», «Мысли-чувства», «Достоинства-недостатки» и др.

Времени у нас немного, и обо всем мы, конечно, поговорить не успеем. А поговорить обязательно надо. Ведь Корчак писал свои «правила» очень давно – первый раз эта книжка вышла в 1930 году. Прошло с тех пор уже 82 года! Сколько воды утекло, сколько всего изменилось за это время – мир изменился! Так что «правила», конечно, нуждаются в уточнениях. Недаром Корчак призывает нас не просто читать, а «вдумываться».

Мы попробуем вместе сегодня обсудить хотя бы некоторые из корчаковских «правил жизни». Остальные вы будете, надеемся, обдумывать сами и вместе со своими друзьями, родителями – будем очень признательны, если вы поделитесь с нами своими размышлениями через наш сайт.

Мы думали-думали, какие главки выбрать сегодня для обсуждения и остановились на трёх.

Начнем мы разговор с главки «Улица».

Корчак говорит здесь совсем не о правилах уличного движения. Улица – это всегда для нас большущее окно во внешний мир. Многие взрослые боятся влияния улицы: «улица ничему хорошему не научит», «уличное воспитание», «влияние улицы», – это нередко приходится слышать.

Но в детстве мы все любим улицу, и она нас манит неодолимо, потому что, как говорит Корчак, «ребята любят слушать разговоры взрослых, наблюдать их жизнь», в том числе и «правила жизни», а их можно почерпнуть и на улице тоже.

Я. Корчак говорит: улица бывает «живая, веселая, любопытная, а подчас и очень печальная и печальные будит мысли». На улице можно увидеть «что-нибудь неумное и злое».

Поделитесь своими сегодняшними уличными впечатлениями! Что вы любите на наших улицах? Что на них будит у вас «печальные мысли»?

Я. Корчак дает нам такой совет по поводу «влияния улицы»: «Тот, у кого сильная воля и кто знает, каким он хочет быть, выработает для себя свои собственные правила жизни», и тогда улица его не испортит и не подчинит себе.

И тут уже мы логично переходим к главке «Достоинства-недостатки». В бурной, быстроменяющейся жизни (как у нас сейчас!) очень важно, чтобы устоять и состояться (не потеряться!), – «стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей», – так считает Я. Корчак. А для этого хорошо знать свои достоинства и недостатки. «Бывают люди, которые не знают своих достоинств и недостатков. Эти люди, – говорит Корчак, – должны стремиться их узнать». Мы уверены, что вы уже пробуете это делать. Давайте попытаемся это проверить сейчас.

Попробуем назвать по одному достоинству своему и по одному недостатку.

Работать над своими недостатками дело не слишком приятное и, конечно, трудное. Может быть, кому-то из вас помогут «правила» для этого случая, придуманные Корчаком:

  • если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно;

  • выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним;

  • не падай духом, если нет улучшения или даже есть ухудшение;

  • не ставь слишком легких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть.

Если у кого-то (поспрашивайте своих пап, мам, бабушек, дедушек) есть свои правила на этот счет, расскажите нам о них, может быть, кому-нибудь они очень пригодятся!

А завершим мы наш сегодняшний разговор главкой на такую приятную всем тему, как «Развлечения». Это мы все любим, но и здесь есть свои правила.

Есть много разных видов развлечений: есть настольные, застольные, есть дворовые, уличные, есть интеллектуальные – умные, а есть просто «подвигаться».

Я. Корчак считает, что для ребят подвижных развлечений должно быть больше: «устаешь от сиденья. Если в человеке накапливается сила, и он не может ее израсходовать, он сидит как отравленный...».

Сегодня «сидений» стало гораздо больше, чем во времена Корчака. И в школе больше, и телевизор, и компьютер.

Чувствуете ли вы в себе «отраву», о которой говорит Корчак? Как вы от нее избавляетесь? В какие «несидячие» игры вы любите теперь играть?

Януш Корчак считал, что игра – одна из лучших форм развлечения: «Человек любит усилие, любит, чтобы удавалось, хочет знать, сумеет ли и на что способен, хочет закончить, победить, доказать себе и другим...». Вы ведь тоже наверняка хотите?!

Между прочим, здесь, говоря о развлечениях, Корчак не миновал и разговора о драках. В детском возрасте они тоже как своеобразная игра на выяснение, кто сильнее, кто главнее. Мы, взрослые, это совсем не любим и не приветствуем. Но иногда, считает Корчак, это способ выпустить пар конфликта: «Может быть, лучше один час войны, чем постоянная злость и тихая, все возрастающая неприязнь». В драках, говорит Корчак, дети тоже устанавливают правила.

А вы знаете какие-нибудь «правила драк»?

Но все же лучше без драк! Я. Корчак говорит: «Добра больше, в десять раз больше, чем зла, и поэтому можно спокойно переждать, когда злость пройдет». А чтобы злость не зарождалась и уж тем более не укреплялась в душе, есть такие правила: «Не завидовать», «Не досадовать на себя», «Не падать духом», «Если не можешь сделать много, можно и меньше, только хорошо и с ясной душой». И вот тут, наверное, самое главное правило – принимать и любить разнообразие! «Я заметил, – писал Корчак, – что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые». А в мире «есть день и ночь, зима и лето, молодые и старые, бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза, и мальчики, и девочки...».

Значит, чтобы на душе было ясно и не прорастали в ней семена зла, «нужно понимать друг друга, уважать, прощать и любить». Это очень трудное правило, и оно не сразу дается, неизбежны срывы. Все это ничего. Если мы для себя это правило в своей душе примем, то как бы «присягнем у знамени жизни» и пойдем потом к цели «медленно, но верно».

Мы только краешком влезли в эту замечательную книжку. И очень надеемся, что вы продолжите ее чтение сами и продолжите вдумываться.

Еще раз просим свои размышления-рассуждения посылать нам на адрес Chitay-ka@yandex.ru.

Так или примерно так может строиться разговор с ребятами по этой книжке. То, что она требует вчитывания с последующим обдумыванием и обсуждением, – совершенно очевидно. Само построение книги, ее «порционность», как бы предполагающая остановку, взывает к этому. Кроме того, сама тема книги апеллирует к действенной включенности читающего – это ведь не просто свод абстрактных правил, это правила для его, (ребенка), жизни, он должен быть заинтересован в том, чтобы эти правила были реальны, удобны и справедливы.

Каждая главка книги дает материал для актуализации, для обсуждения ситуаций современной детской жизни. Обозначу возможные повороты разговора по некоторым главам книги.

Глава «Дом-квартира». В этой главке Я. Корчак, в частности, затрагивает вопрос «дети в гостях у детей» – вопрос непростой и конфликтный. Взрослые часто неохотно принимают гостевание товарищей своего ребенка, житейские неудобства, с ним связанные, возможные разрушения. С другой стороны, и дети-гости иногда ведут себя, как компания Карлсонов. Можно предложить ребятам попробовать сформулировать правила для этого случая: правила для взрослых и правила для детей.

В главке «Двор-парк» Я. Корчак много рассуждает о «недомашних» детских играх, об их значении и прелести для ребенка, о страхах, неожиданных неприятностях, которыми они могут сопровождаться. Одна из неприятностей – «сваливающиеся, как снег на голову, гнев, крик, угрозы и наказания», исходящие от взрослых.

Можно порассуждать с ребятами о том, какие можно было бы придумать для взрослых правила против разрушения детской игры. Дети играют: в какие игры взрослые могут вмешиваться, а в какие – совсем нежелательно, в каких ситуациях взрослым можно вмешаться, а в каких нельзя. В какой форме ребята готовы принять вмешательство взрослых, и что для ребят категорически неприемлемо.

Еще одна тема: Я. Корчак говорит о том, что во дворе можно столкнуться не только с веселым, интересным, увлекательным, но и с обидным, унизительным, даже страшным. Чего и кого мы сегодня опасаемся в наших дворах? Почему стало больше тех, кто говорит, что редко гуляет во дворе или вообще не выходит во двор? Во что чаще всего сегодня дети играют во дворах? Какие правила для гуляния во дворе предложили бы ребята сегодня?

Глава «Школа». В начале этой главы Я. Корчак говорит, что школа «приятна и нужна», и объясняет, почему. А что современные школьники думают об этом? Чем школа «приятна и нужна»? А может быть, неприятна и не нужна? В школу лучше ходить или не ходить, (есть ведь и возможность домашнего обучения!), теряет ли что-нибудь человек, не ходящий в школу?

В этой же главке Корчак рассказывает об интересном изобретении одного мальчика для каждодневных схваток с домашними заданиями. Есть ли у наших ребят сегодня свои правила и изобретения для этого случая? Какие? Можно попросить ребят поделиться своими находками с другими.

Глава «Способности». Все люди разные, и способности у всех тоже разные, и разная степень тех или иных способностей. Но успеха в жизни хотят все – как же этого добиться? Я. Корчак говорит, что нужно уметь различать «типы способностей», знать «свой тип способностей» и «не презирать другие». Знают ли наши ребята «свой тип способностей»? Какими «типами способностей» они хотели бы обладать, какие хотели бы в себе развить?

Я. Корчак также говорит, что школа иногда обманывается в оценке способностей учеников, и школе бывает «стыдно, если хороший ученик оказывается потом недобросовестным, нечестным работником, или наоборот, плохой ученик – великим человеком». Значит, школьная успешность не всегда признак способного человека? Из чего складывается школьная успешность? Корчак так же пишет, что «иногда класс любит своих первых учеников, чаще не любит, и вовсе не из зависти», – а почему же тогда?

Здесь разговор переходит уже в другую тему, которую Я. Корчак обозначил как «симпатичный-несимпатичный». Тема эта тонкая, деликатная, и писатель предупреждает, что здесь «так все удивительно, так трудно понять, столько тут тайн», судить «напролом» здесь нельзя. Но «вдумываться» все равно нужно! Потому что «каждый сам постепенно учится быть осторожным». Чужие правила жизни здесь «меньше всего помогают», нужно вырабатывать свои». Например, можно попытаться ответить себе на такие вопросы: «У кого больше всего минусов, кого не любят ребята?». И наоборот, Корчак говорит, что любят ребята «не самого красивого, не самого веселого, не самого спокойного, а...» – какого же? Попытаемся сформулировать набор ценимых ребятами качеств.

И еще Корчак уверен, что в этой теме очень важное значение имеет такт и говорит: «Нелегко объяснить, что такое такт». Можно попытаться это сделать вместе с ребятами.

Глава «Мысли-чувства» в чем-то продолжает этот разговор. Например, Я. Корчак говорит, что «добрый человек» (а редко кто из нас мечтает быть злым!) – это такой человек, который обладает воображением...». Какая тут связь между добротой и воображением? Как ее понимают ребята, согласны ли они с утверждением писателя?

В главе «Прошлое-будущее» Я. Корчак грустно замечает: «Надо признать, что мы не встречаем в ребятах ни искренности, ни доверия. Ребята неохотно говорят о том, что думают и чувствуют на самом деле». И задается вопросом: «Быть может, так и должно быть, что ребята – отдельно и взрослые – отдельно?». Почему получается полоса отчуждения между детьми и взрослыми, нужна ли она, есть ли способы ее преодоления? Какие правила можно сформулировать здесь для детей и для взрослых, чтобы нам вместе жилось хорошо, удобно, радостно, перспективно? Размышлениями об этом можно завершить разговор по этой книге, что, конечно, не исчерпает всех ее смыслов. И это хорошо, и это естественно, пусть остается задел для самостоятельных поисков и открытий.


Возврат к списку

Разделы
К началу страницы Top.Mail.Ru