454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

История Центральной городской детской библиотеки имени А.М. Горького

Начало XX века.

image002Началом древней истории ЦДБ многие склонны считать открытие в 1920 году детского отделения в Заречной городской библиотеке № 2 (ныне Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина) в доме № 95 по улице Рабоче-Крестьянской.

Судя по обрывочным данным, в 1920-е годы библиотеке пришлось несладко: ее периодически закрывали, переселяли, реорганизовывали из-за недостатка средств, помещений, из-за эпидемий, а также по идеологическим соображениям. В 1922 году в библиотеке было всего 300 читателей. Чтобы пополнить фонды, временно ввели платное обслуживание и купили... 60 книг.

В 1923 году библиотека получила название «Детская библиотека – клуб», кроме традиционной читальни в ней работали кружки: литературный, драматический, натуралистов, ручного труда и даже спортивный.

В 1932-1934 годы библиотека не имела «родного угла», кочуя из взрослой библиотеки в Дом учителя и обратно, пока, наконец, не обосновалась, как детская библиотека имени А.М. Горького в доме № 54 по улице Кирова.

С этого момента началась официальная история Центральной городской детской библиотеки имени А.М. Горького города Челябинска.

Конец 1930-х, военные и послевоенные годы.

Дневник читальни детской библиотеки с 1 сентября 1938 по 31 августа 1939. Форма дневника утверждена Зам. Наркома по просвещению Н. Крупской.

Интересны графы учета. Количество детей, записанных ежедневно в читальню, делятся по половому признаку, образованию и национальности. За учебный год записалось 1540 человек. Под графой «Итого» еще две графы – «Убыло» и «Состоит». Слава богу, графа «Убыло» не заполнена. Обозначили свою национальность 13 украинцев, 20 евреев и 21 татарин. В разделе «Распределение выданных книг по отделам» графы: «журналы», «газеты», «игры», «альбомы».

Запись за 9 марта 1939 года: «Читальня не работала за неимением дров». Сохранилась фотография дома № 54 по улице Кирова, где библиотека располагалась до 1942 года.

В связи с военным временем, в 1942 году библиотека была присоединена на правах детского отделения к взрослой библиотеке Сталинского района и на долгие годы получила прописку в 38-метровой комнате по адресу: ул. Кирова, 79.image004

С 1938 по 1951 год библиотекой заведовала легендарная личность Нина Михайловна Мухина. Именно ей мы обязаны счастливой возможностью увидеть документы того времени, восстановить историческую правду. Бережно сохранены не только дневники работы и отчеты, но и тексты выступлений на совещаниях, протоколы конференций и собраний, списки на получение продовольственных карточек, письма читателей.

В сохранившихся документах беспристрастно отразилась история страны, идеологические зигзаги, политические перемены, настроения.

1939-1940 годы. Основные темы, которым посвящались плакаты, витрины, выставки, лекции и даже утренники: «Выборы и Верховный Совет», «60-летие И.В. Сталина», «Техника военного дела», «Подготовка к школьным испытаниям» (так называли экзамены).

22 июня 1941 года в библиотеке был выходной день.1940-е, война. Ежедневно: читки газет с сообщениями с фронта, image006художественное рассказывание на оборонные темы. В библиотеке как никогда многолюдно. Из плана работы актива 1942 года, записанного на обрывке старой бумаги, узнаем, что ребята дежурили на выдаче книг, собирали подарки в госпиталь и на фронт (есть список подарков: карандаши, конверты, кружка, пепельница и другие), собирали бутылки для изготовления зажигательных бомб.

Ребята-активисты делали книжки-самоделки, сшивая газетные вырезки, обходили дома, приглашая всех детей в библиотеку. Запись из плана работы: «Проверить в квартале улиц Кирова, Работниц, Береговая, 8 марта, все ли дети записаны в библиотеку, и вовлечь не записавшихся».

Огромная забота проявлялась в те годы о сохранности книжных фондов. Задолжникам вручались повестки с требованием вернуть книги, 150 дел о возврате библиотечных книг были переданы в суд. Из выступления заведующей библиотекой по городскому радио: «Невозвращение книг в библиотеку играет на руку врагу. Книги – народное достояние, которое придется по крупицам восстанавливать после войны...». Были названы фамилии злостных задолжников. Есть и упоминание о показательном суде над задолжником.

image008Несмотря на трудности военного времени, о библиотеке не забывали городские и районные власти. В 1943 году на ремонт библиотеки было выделено 4227 рублей. А в 1944 году на заседании Исполкома Сталинского райсовета депутатов трудящихся было решено увеличить средства на приобретение литературы и пополнить фонд детской библиотеки за счет фондов школьных библиотек района.

В первые послевоенные годы улучшение комплектования стало главной задачей работников библиотеки. На 1 января 1947 года фонд насчитывал 4137 экземпляров на 3372 читателя.

За 6 лет с 1947 по 1953 годы фонд библиотеки вырос в 5 раз. Библиотека выписывала 6 газет и 11 журналов.

Жизнь библиотеки той поры нашла отражение в самых разных документах: социалистические обязательства библиотекарей к праздничным датам, объяснительные записки, списки на получение продовольственных карточек и бесконечные планы и отчеты. Перелистаем пожелтевшие страницы...

Для организации помощи читателям в учебе и «налаживания прочной рабочей связи с 20 школами» в 1948-1949 годах планировалось добиться, чтобы как можно больше ребят готовили уроки в библиотеке. Библиотекарям предписывалось постоянно передавать в школы списки новой литературы и иметь в библиотеке экзаменационные билеты. Именно в это время были впервые составлены совместные планы работы, списки литературы для педагогов, библиотекари стали участниками педсоветов, а педагоги посещали библиотеку для изучения фонда по своему предмету.

Другая задача, поставленная перед библиотекарями, – руководство внеклассным чтением детей – решалась весьма жестким регламентированием количества и ассортимента выдаваемых книг, составлением огромного количества (до 60 в год) планов чтения, проверкой ведения дневников чтения, рекламными мероприятиями по «поголовному охвату библиотекой».

image010Вот строки из годового плана: «...Добиться, чтобы даже в отдаленных районах знали основные сведения о библиотеке: правила записи, часы работы, фонд, адрес и так далее. Написать не менее 10 объявлений, пропагандирующих читальный зал. Каждому активисту привлечь не менее 5 читателей, написать не менее 50 приглашений в месяц читателям, не прошедшим перерегистрацию».

Долгие годы исполнялась «обязательная программа»: циклы мероприятий, посвященных восхвалению Ленина и Сталина, преимуществ советского строя и т.д. В начале 1950-х смена политических ветров вызывала смену названий выставок, бесед, лекций, конференций...

Читателям предлагалось побеседовать на темы «В прокуратуре СССР» и «О бдительности в связи с приведением в исполнение приговора об изменнике Родине Берия и его сообщниках», «Советская литература – самая передовая, самая идейная литература в мире», «Дружба Советского Союза с великим китайским народом и странами народной демократии», «Что можно получить из кукурузы» и «Химия – царица наук». В те же годы можно было познакомиться с литературой, представленной на выставках «Наш суд – подлинно народный суд» и «СССР – страна сокровищ».

В 1950 году было написано 500 отзывов на книги, регулярно проводились читательские конференции. Сегодня чтение их протоколов увлекает, как исторический документ эпохи. Например, из протокола конференции «Моя любимая книга», состоявшейся 13 февраля 1949 года, мы узнали, что четверокласснице Хламкиной Але очень нравилась книга «Рассказы о Кирове», а третьеклассник Беляев Коля с удовольствием прочитал сказку В. Одоевского «Городок в табакерке», Женя Воротынский посоветовал всем ребятам почитать «Золотой ключик», а библиотекарь порекомендовала «Рассказы о Ленине» Кононова и новинку – книгу Е. Кошевой «Повесть о сыне».

При библиотеке работал литературный кружок «Друзья книги», участники которого под впечатлением только что прочитанной повести В. Катаева «Сын полка» написали в апреле 1946 года письмо автору книги.

24 мальчика и девочки составляли в конце 1940-х начале 1950-х годов актив библиотеки. Очень популярными были в те годы громкие читки (в 1946 году их провели 204 раза), художественное рассказывание и беседы. Бурно развивалась художественная самодеятельность.

Библиотека активно открывала пункты выдачи даже в отдаленных районах, например, в школах Градского прииска, ЧМЗ, поселка ЧЭРЗ, а читальня в саду Челюскинцев работала более 10 лет. Библиотекари устраивали для своих читателей культпоходы в кино, прогулки в парк, экскурсии в краеведческий музей и типографию.

image012В списке имущественно-материальных ценностей, принятых в 1951 году новой заведующей: венский диван, два американских шкафа, персидский и турецкие ковры, электрический патефон, крокет, вышитые портьеры, портреты Горького и Сталина, две керосиновые лампы.

До 1955 года все это богатство, а также стремительно растущий после войны книжный фонд размещались в 38-метровой комнате, разгороженной стеллажами на абонемент и читальный зал. Судя по тому, что в отчетах указывалось то 15, то 16, то 18 посадочных мест в читальном зале, библиотекари всячески пытались создать условия для своих читателей, борясь с теснотой и холодом. Часть книг из-за нехватки места была сложена пачками на полу. Библиотека была вынуждена отказывать в записи ученикам тех школ, где сохранились школьные библиотеки.

10 лет библиотека и ее читатели боролись за «место под солнцем». В ноябре 1955 года детская библиотека имени А.М. Горького Сталинского района, наконец, получила все здание по улице Кирова, 79, площадью 299 кв. метров. И хотя дом 1870 года постройки не имел водопровода и канализации, и по-прежнему одной из забот заведующей оставалась заготовка топлива для 5 печей, читатели и библиотекари радовались читальному залу на 35 мест и двум абонементам, где смог разместиться книжный фонд, достигший к 1960 году 46 тысяч экземпляров. С 1951 года на смену Нине Михайловне Мухиной заведовать библиотекой на 10 лет пришла Павлина Фоминична Горбушина.

1960-1970-е годы.

Конец 1950-х, начало 1960-х годов принесли изменения в содержание работы библиотеки, большее внимание стало уделяться индивидуальной работе с читателями, появились направления: изучение интересов читателей, составление индивидуальных планов чтения, отметки на читательских формулярах, ведение дневников чтения. В планах и отчетах появился раздел «воспитание культуры чтения».

Расширялась сеть библиотечных пунктов: были открыты передвижки в школах №№ 78, 69, 13, 25, общежитиях электронного завода, РУ № 15, пункт выдачи литературы для детей работников Зеленого рынка, в детской больнице Центрального района.

В 1960-е годы шефство над библиотекой закрепили за заводом «Инструментальщик». Действовали актив и Совет библиотеки.

Традиционной в те годы стала коллективная запись первоклассников в библиотеку. Велась активная борьба с задолжниками, только за 1957 год было отправлено 777 извещений с напоминанием о необходимости возврата книг.

image014В тематике мероприятий преобладали общественно-политические темы. Ведь основная задача библиотеки на 30 лет вперед звучала так: «Помогать Коммунистической партии и советскому правительству в воспитании поколения активных строителей и граждан коммунистического общества, преданных Коммунистической партии, сознательно и глубоко любящих свою Родину». Все события жизни страны находили отражения в работе библиотеки. После разоблачения культа личности Сталина несколько лет тема «Берем с коммунистов пример» скромно ограничивалась рассказами о Ленине, Кирове, Бабушкине и Куйбышеве, то есть, о «почивших героях». Выставки и обзоры «За страну изобилия», «Царица полей», «Весна пришла – даешь скворцов», «Русские почвоведы» - свидетельство курса партии на развитие сельского хозяйства. Традиционно проводились в библиотеке отчетные конференции, на которых присутствовали юные читатели, родители, педагоги, представители партийных и комсомольских органов. На конференции обсуждалась работа библиотеки за год, и каждый мог дать свою оценку, внести предложения. На отчетной конференции 1951 года читатели жаловались на нехватку художественных книг, обращались к Горкультпросвету с просьбой выделить для библиотеки новое здание и предлагали объявить благодарность библиотекарям Марии Дмитриевне и Марии Петровне.

image016На конференции 1952 года шестиклассник Печенкин посетовал, что в воскресенье в читальне столько народу, что приходится вдвоем сидеть на одном стуле, да еще и в пальто, потому что гардероба в библиотеке нет. Его поддержал семиклассник Кайгородов: «Правильно сказал Печенкин, маленькая у нас библиотека. Даже обидно становится, когда уходишь из читальни потому, что нет места. Мне кажется, что на абонементе стало хуже, так как стали чаще меняться библиотекари. Не успеешь к одному привыкнуть, как в следующий раз уже другой библиотекарь. Они очень мало стали нас спрашивать, беседовать с нами. Лишь бы выдать книгу. На абонементе мало интересных книг. Мне, например, уже нечего читать».

В отчетах конца 50-х годов отмечается нехватка стульев, аварийное состояние помещения, неблагоустроенность.

image018В мае 1962 года библиотеку приняла новая заведующая Шидилева Мария Лукьяновна. В штате библиотеки было 4 библиотекаря и две уборщицы. В районе обслуживания находилось 30 школ. Актив библиотеки – 67 человек, староста – Мужагитова Флюра, заместитель – Кобзева Таня.

Наиболее характерные названия книжных выставок: «Коммунизм победит везде», «Ленинская гвардия планеты», «Живите, как Ленин», «Дело Ленина у партии в руках», «Маленькие руки – большие дела», «Клуб охотников без ружья».

Впервые в отчетах и планах появилась информация о методической работе: семинарах для школьных библиотекарей, проверках школьных библиотек.

В 1964 году заведующей библиотекой была назначена Нина Алексеевна Михайленко. А в 1966 году случилось знаменательное событие – библиотека переехала на улицу Калинина, дом 32, получив цокольные хоромы площадью 376,4 кв. м. Еще до открытия в январе 1966 года воры «навещали» библиотеку 4 раза, похитив водопроводные краны и 25 книг из читального зала.

В новом помещении разместились 2 читальных зала, 2 абонемента и 5 работников на 4,5 тысячи читателей. В новом районе обслуживания находилось 8 школ (№№ 41, 109, 6, 137, 5 и другие). Библиотека работала с 9.30 до 17.00 и обслуживала читателей 6 часов: с 11.00 до 17.00.

В районе было немало «конкурентов»: детская библиотека имени В.В. Маяковского, детская библиотека № 8 (Калинина, 11), юношеская библиотека, детские отделения профсоюзных библиотек (всего 6 библиотек). Качество фондов многих школьных библиотек было заметно лучше, чем у библиотеки-новосела.

Библиотекари хорошо изучили свой район, тесно работали со школами, постоянно обновляли данные о количестве учащихся по возрастам, боролись с задолженностью (в 1965 году, к переезду, в библиотеке не было ни одного задолжника).

Традицией стал ежемесячный анализ формуляров. При библиотеке существовал совет из 5 членов. В состав совета входили педагоги, родители, библиотекари. Наиболее эффективной формой работы в середине 1960-х библиотекари считали «беседы у полок», в это же время широкое распространение в библиотеке получили «встречи с интересными людьми».

В 1966 году новая библиотека была впервые показана по телевидению в передаче «Актуальный экран».

Комплектование библиотеки осуществлялось в основном через бибколлектор. Новые партии обрабатывались за 10 дней всеми сотрудниками. В 1969 году произошли изменения в структуре библиотеки. Были выделены два отдела обслуживания – старший и младший. В районе существовал библиотечный методический совет.

В 1970 году в библиотеку пришла Валентина Афанасьевна Матвеева. Штат: 5 библиотекарей. Преобладающие формы работы: ленинские чтения, встречи, обзоры. Начато ведение картотеки систематического чтения. Девиз работы: «Каждый ребенок должен быть читателем библиотеки». Собирались сведения о читающих и нечитающих во всех библиотеках района.

image020В 1971 году библиотека получила статус Центральной городской детской библиотеки, штат вырос до 8 человек, появились методист и библиограф.

В 1972 году в библиотеке был сделан капитальный ремонт.

В семидесятых годах сформировалось кадровое ядро библиотеки, люди, о которых по праву можно сказать: «Они были первыми». В 1970 году директором библиотеки стала Валентина Афанасьевна Матвеева. Профессионально компетентная, рассудительная, требовательная, она многое сделала для развития библиотечного дела в городе Челябинске. С ней библиотека приобрела статус Центральной и благополучно миновала все рифы централизации, так как роль первого директора Централизованной системы детских библиотек судьба предназначила именно Валентине Афанасьевне.

Первый заместитель директора Т.И. Никулина, первый методист О.А. Гайгер, первый библиограф Л.Ю. Каплан… В image022Центральную библиотеку приходят Людмила Илларионовна Сучкова, Мария Александровна Мясникова. Эти люди посвятили библиотеке большую часть своей жизни. Многие из них до сих пор работают в Центральной детской. Основные свойства их характеров – организаторский талант и умение быстро усваивать всё новое. Они помогли наладить жизнь библиотеки в новых условиях.

1980-е, 1990-е годы.

«Эпоха централизации», начавшаяся в 1979 году, характеризуется развитием структуры библиотеки, усложнением обязанностей сотрудников, масштабностью деятельности коллектива библиотеки. Подтверждение этому находим в документах: отдел комплектования и обработки «комплектовал и обрабатывал литературу для 21 структурного подразделения (15 библиотек-филиалов и 6 отделов ЦБ)», «… проработано 57 тематических планов. Заказано литературы на 1982 год: названий 1979, экземпляров 97451 на сумму 688460 руб.», сотрудники отдела комплектования ведут 50 каталогов системы. (Отчет о работе Центральной детской библиотеки им. А.М. Горького г. Челябинска за 1981 год. С.41).

image024Не покладая рук, трудятся специалисты методико-библиографического отдела: составлен «Единый межведомственный план библиотечного обслуживания детей в городе». Проводятся городские семинары. Один раз в два месяца проводятся семинары для школьных библиотекарей. Работа школьных библиотек находится под постоянным контролем сотрудников отдела. Анализируются итоги работы за учебный год. Совместно с ГОРОНО проводятся семинары по организации чтения учащихся, осуществляется координационный план «Внедрение библиотечно-библиографических знаний». Исполнение сроков проведения занятий также строго контролируется.

image026Проведено 30 групповых и 159 индивидуальных консультаций по различным темам: планирование коммунистического воспитания учащихся, систематическое чтение, учет и отчетность, справочная работа библиотеки и т.д. С консультациями методисты ЦДБ успевают выезжать даже в подшефные сельские библиотеки. (Отчет о работе Центральной детской библиотеки им. А.М. Горького г. Челябинска за 1981 год. – С. 58).

Специалисты Центральной библиотеки, строго контролирующие все процессы, происходящие в детских и школьных библиотеках города, сами страдают от бумажного вала, вызванного централизацией: «значительную часть времени отнимает составление сводных планов ЦСДБ по различным направлениям и темам. Так, в 1981 году были составлены сводные планы по работе с несовершеннолетними, детьми, имеющими отклонения в поведении, по работе в летний период, к 245-летию Челябинска, к 64-й годовщине Октября, к годовщине со дня рождения В.И. Ленина, к Международному дню защиты детей и т.д.» – сетуют сотрудники на страницах отчёта. (Отчет о работе Центральной детской библиотеки им. А.М. Горького г. Челябинска за 1981 год. – С. 58).

image028А что же непосредственная работа с читателями? Вынужденные следовать идеологическим установкам, библиотекари «подчиняют всё содержание работы реализации решений 26 съезда КПСС». Но существует проблема, над разрешением которой весь коллектив трудится с большим энтузиазмом. Формулируется она немного утопически: «Обеспечить 100% охват чтением всех учащихся и повысить процент читающих систематически». «Наибольшее количество нечитающих – 218 из 328 – приходится на Калининский район» – район, в котором расположена библиотека. Содержанию следующей цитаты из отчёта может позавидовать каждый современный библиотекарь: «67% читают систематически». (Отчет о работе Центральной детской библиотеки им. А.М. Горького г. Челябинска за 1981 год. – С.4.).

image030

Центральная библиотека живёт жизнью своих читателей: помогает младшим школьникам участвовать во Всесоюзной игре-путешествии «Октябрята по стране октября», организует занятия в Школе пионерского актива, внимательно следит за читательской деятельностью различных групп читателей: вступающие в пионеры, в комсомол, первоклассники.

Особая забота – о «трудных» детях. В библиотеке ведётся картотека учета «трудных». Сведения о них регулярно сверяются с данными по школам. «В микрорайоне библиотеки 52 таких ребёнка. В библиотеке читают 16 человек, из которых четыре читают систематически, и только двух читателей (Мамыкина Я. и Веретенникова С.) удалось привлечь не только к систематическому чтению, но и руководить их чтением» (Отчет о работе Центральной детской библиотеки им. А.М. Горького г. Челябинска за 1981 год. – С. 9).

Хочется верить, что у Мамыкина Я. и Веретенникова С. всё сложилось в жизни благополучно.

«Под крылом» библиотекарей греются и талантливые дети. В 1980 году в Центральной детской библиотеке начинает работу поэтический клуб «Жаворонок». Ведёт работу клуба старший библиотекарь Нина Петровна Шаламова. Главным в работе она считает «приобщить детей к более углубленному пониманию поэзии, развивать чувство слова, способствовать литературному творчеству детей». Так трогательно читать искренние строчки:

«…ты, наш клуб,

Первый дверь открыл нам

В мир столь необычный!

Этот мир загадочный сказочно умён,

В нём ещё мы много прекрасного найдём»

Червякова Света, шк. № 115, 6 кл.

(Отчёт о работе литературно-творческого клуба «Жаворонок» за 1 полугодие 1983 г.).

Клуб работал при библиотеке пять лет. Более 800 мальчишек и девчонок научились понимать и ценить красоту поэтического слова.

В библиотеке всем находилось место и дело по душе. Казалось бы, невыполнимая задача всеобщего систематического чтения приобретала зримые черты. Именно в эти годы в Центральной детской библиотеке самые высокие показатели нагрузки на одного библиотекаря по количеству читателей – 900 человек и книговыдаче – 19870 изданий (с. 12).

image032В 1985 году библиотека меняет прописку, поселившись в центре города в просторном помещении на ул. Коммуны, дом 69. Другой микрорайон обслуживания, другие дети, другие школы…

Для кого-то эти времена вспоминаются как застойные, а для сотрудников библиотеки – движение, движение, движение. Именно этот потенциал непрерывного движения не дал растеряться в кризисные 90-е годы. Уверенность, спокойствие, дипломатичность директора Валентины Афанасьевны Матвеевой, сплоченность коллектива помогли сохранить детскую библиотеку. Т.И. Никулина, О.А. Гайгер, Л.Ю. Каплан, Н.Б. Столярова, М.А. Мясникова, Ю.Г. Урушева, И.С. Рахимова, О.Н. Ханыченкова, Г.Г. Яхина, Л.М. Зяблицева продолжали трудиться в библиотеке вопреки всем бедами и трудностям.

Смена приоритетов, «отсутствие социального заказа» и привычных идеологических ориентиров не стали поводом для сумятицы в библиотечной жизни, а послужили причиной всплеска профессионального творчества.

image034Библиотека взялась за, в общем-то, привычную работу, обозначила собственный социальный заказ – помочь детям адаптироваться в стремительно меняющемся обществе, сохранить детскую культуру, максимально обеспечить права ребёнка на получение информации.

По-иному выстраивается работа библиотеки. Она становится более «детоцентричной», освобождённой от партийного подхода. Главное – жизнь детей, их взаимоотношение с действительностью.

image036В Центральной детской библиотеке определяются два основных направления деятельности: «Мне в этом мире всё интересно» (для младших школьников) и «Я в мир удивительный этот пришёл» (для подростков). Принцип познания различных миров – мира людей, мира чувств, мира природы – лежит в основе направлений. Появляются первые авторские программы: методиста ЦДБ Натальи Константиновны Сафоновой «Лето со сказкой» и методиста Тамары Георгиевны Лебедевой «Живой, как жизнь» (о русском языке). Разрабатывается программа работы с исторической литературой «Отечество». Впервые библиотекари рассказывают детям о совершено разных точках зрения на те или иные события родной истории. Сложно, но очень интересно!

Появляются характерные для наступивших времён новые темы для разговора с детьми, отразившиеся в названиях выставок: «Как самому заработать деньги», «Азбука юного бизнесмена», «Ты и бизнес». Отчеты 90-х годов зафиксировали и особый интерес читателей к российским промышленникам и предпринимателям братьям Елисеевым, промышленнику и банкиру Павлу Рябушинскому, великому реформатору Петру Столыпину.

image038До начала перестроечных времён читатели воспринимались как «юный резерв партии». В 1990-е годы они становятся мальчишками и девчонками, за которыми, наконец-то, признаётся право на различие читательских интересов и пристрастий. Появляются совершенно новые формы работы: День девочек, День мальчиков с развёрнутыми просмотрами литературы, консультациями библиографов по «девчоночьим» и «мальчишечьим» вопросам, с играми и конкурсами. Эти мероприятия проходят с оглушительным успехом. Только с выставки «Вам, смелые, дерзкие, благородные!», адресованной мальчикам, за три дня выдано 147 книг.

«Методический отдел стремится формировать новый стиль взаимоотношений с подразделениями Централизованной системы, основанный на принципах сотрудничества, партнёрства, доверия». (Отчёт о работе за 1994 г. с. 31).

Всплеску профессионального творчества не мешают даже обострившиеся проблемы с комплектованием библиотек. «В 1994 году полностью разрушилась система государственного централизованного обеспечения книгами библиотек через областной библиотечный коллектор» (с.25).

Сотрудники ЦДБ ищут новые источники комплектования: книготорговые фирмы, работают непосредственно с издательствами. Но нестабильное финансирование мешает оперативному комплектованию фондов. Препятствует этому и стремительный рост цен на книги. В 1994 году «средняя стоимость книги выросла до 7000 руб., хотя в конце 1993 года была 1500 руб.» (Отчет за 1994 image040г. С.26). При этом, суммы на комплектование библиотеки не увеличивались. Но даже в таких условиях выполнялись практически все запросы ребят. Отчет 1994 года зафиксировал 1194 справки, выполненные сотрудниками Центральной библиотеки.

image042Серьёзные трудности с комплектованием, отсутствие стабильного финансирования и даже пожар, произошедший в здании Центральной детской в 1994 году, не уничтожили библиотеку. На рубеж веков Центральная детская библиотека им. А.М. Горького вышла, сохранив читателей, сотрудников и все детские библиотеки города.

Перечисление всех наград и поощрений Центральной городской детской библиотеки имени А.М. Горького, полученных за ее долгую историю, займет несколько страниц. Лишь за 5 лет, прошедших после 65-летнего юбилея, библиотека признана Лучшей детской библиотекой области (1999 год), награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры и искусства (2000 год), Почетной грамотой Администрации города Челябинска за большой вклад в развитие культуры (2003 год), многочисленными дипломами межрегиональных выставок и конкурсов.

Начало XXI века.

В новый век библиотека вступила с новым директором. 30 лет успешно руководившая библиотекой и Централизованной системой Валентина Афанасьевна Матвеева в 2001 году передала свой пост Елене Александровне Разборовой.

image044При новом директоре многое в библиотеке совершается впервые: впервые появились компьютеры и стали осваиваться новые информационные технологии, впервые библиотека становится участницей межрегиональных выставок «Образование и карьера», «Равные возможности», впервые выигран грант института «Открытое общество» Россия (Фонд Сороса) на реализацию проекта библиотечного обслуживания детей-инвалидов. Проект получил название «Маленький принц».

В 2003 году в Центральной детской библиотеке имени А.М. Горького открылся первый в городе детский Медиацентр. В фонде нового отдела собраны электронные энциклопедии, словари, справочники, лучшие художественные и мультипликационные фильмы. Здесь же работают все технические средства – от диапроекторов до компьютеров, с помощью которых дети имеют возможность пользоваться фондами Медиацентра, а дети-инвалиды даже обучаются работе на компьютере. Теперь это самый любимый читателями отдел Центральной городской детской библиотеки, посещают его ребята со всего города. Руководит отделом энтузиаст и замечательный профессионал Светлана Григорьевна Однорог.

Также, в 2003 году директор библиотеки Елена Александровна Разборова в рамках программы «Открытый мир» Центра содействия развитию российского лидерства при Библиотеке Конгресса США посетила Америку с целью изучения опыта работы библиотек США.

Главным событием жизни детских библиотек города в XXI веке стала акция «2004 год – Год Детского Чтения в Челябинской области». image046Один из авторов идеи Года – Елена Александровна Разборова. Что и как было сделано в этот год детскими библиотекарями – тема, требующая отдельного рассказа. Главный результат – укрепление авторитета детских библиотек в городе. Расширился круг друзей и единомышленников среди общественных, воспитательных, образовательных организаций, учреждений культуры. Увеличилось количество читателей-детей. Появилась поддержка в лице взрослых и понимание того, что чтение – забота не только специалистов, а всего общества. В том, что результат получился именно таким, большая доля труда библиотекарей Центральной детской.

image048Центральная городская детская библиотека имени А.М. Горького стала активным участником и организатором многих мероприятий Года Детского Чтения. За небольшой срок сделано немало: состоялись встречи с депутатами городской Думы по вопросам детского чтения и поддержки детских библиотек, результатом которых стало решение о выделении средств из депутатских фондов на укрепление материальной базы и пополнение фондов 5 детских библиотек. На межрегиональной выставке «Образование и карьера – 2004» была представлена экспозиция ЦДБ имени А.М. Горького и рекламные материалы, посвященные Году Детского Чтения.

В Неделю детской книги состоялось второе мероприятие из цикла «Знай наших», посвященного 70-летию Челябинской области, ток-шоу «Знаменитым быть хочу...».

2 апреля 2004 года (в Международный день детской книги) был проведен городской праздник «Человек читающий» с награждением лучших читателей. Каждая муниципальная детская библиотека получила в этот день новые книги в подарок от Главы города Вячеслава Михайловича Тарасова.

image050Так совпало, что в Год Детского Чтения Центральная детская библиотека отметила 70-летие своей жизни. Юбилей библиотеки стал праздником не только для ее 46 сотрудников, но и для жителей города Челябинска – вчерашних, сегодняшних, завтрашних читателей и друзей библиотеки.

Несмотря на солидный возраст, «юбилярша» расцвела, похорошела и не утратила свойства оставаться современной.

Структура библиотеки отвечает требованиям пользователей, хотя библиотекари любят называть их по-прежнему – читателями.

Помимо Медиацентра появился зал делового чтения и зал для проведения массовых мероприятий, открылся зал для руководителей детского чтения и редакционно-издательский сектор при методическом отделе.

«Младший» абонемент украсила специальная мебель. Малышам теперь не надо тянуться, вставать на цыпочки, чтобы достать нужную книгу. Все издания расположены в зоне досягаемости и хорошо видны отовсюду. Есть укромный уголок для тех, кто любит читать книги, уединившись, есть тайники, где детей ждут различные книжные сюрпризы.

image052Мебель, сделанная по спецзаказу, появилась и в читальном зале. Удобные выставочные стеллажи, оригинальный стенд для справочной литературы, столы, рассчитанные как на групповые, так и на индивидуальные занятия.

Необычная форма выставочных стеллажей в уголке, оборудованном для младших школьников, делает привлекательными даже очень серьёзные книги, позволяет младшим чувствовать себя «своими» на территории, где занимаются серьёзные старшеклассники.

Сегодня Центральная городская детская библиотека имени А.М. Горького города Челябинска – не только современное, комфортное информационное учреждение, любимое место для 6,5 тысяч юных челябинцев, но и главная библиотека одной из самых больших в России специализированных муниципальных библиотечных систем для детей, объединяющей 18 детских библиотек.

Считая основными задачами привлечение ребят к чтению с самого раннего возраста, поддержку семейного чтения, работники библиотеки стремятся к уважительному диалогу с детьми и родителями, созданию в библиотеке атмосферы творческой свободы и развития.

Программы библиотеки: «Читательская школа для будущих мам», «Маленький принц» (система обслуживания детей-инвалидов и членов их семей), «Первые шаги в книжном мире», «Десятилетний читатель», «Отрочество», «Приют бывалых школяров», «Летняя школа безопасности» и другие помогают каждому стать читателем.

image054Одной из первых детских библиотек Челябинской области Центральная городская детская библиотека имени А.М. Горького стала активно использовать в работе новые информационные технологии. В библиотеке «трудятся» компьютеры, ксероксы и другая техника, помогая обрабатывать литературу, создавать электронный каталог, выполнять читательские информационные запросы по электронным базам данных и Интернету.

image056Библиотека является базой для проведения областных мероприятий повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с детьми, многолетней базой практики студентов ЧГАКИ, участником научно-практических семинаров, конференций городского, областного, регионального и всероссийского уровня. Библиотека участвует в реализации многих городских социальных программ: «Равные возможности», «Жизнь без наркотиков», «Летний отдых детей» и других.

Стало традицией плодотворное сотрудничество ЦДБ с различными организациями и учреждениями города и области: Челябинским отделением Российского детского фонда, Зоопарком, театрами и кинотеатрами, Управлением по делам молодежи, детскими школами искусств, образовательными и досугово-творческими учреждениями. Круг друзей библиотеки ежегодно пополняется новыми именами.

То, что библиотека нужна и востребована, подтверждают 6700 читателей, ежегодно посещающих библиотеку более 48900 раз. В течение года из фондов библиотеки выдаётся более 113200 различных изданий.

Так трудится коллектив Центральной городской детской библиотеки, делая всё возможное, чтобы Челябинск стал городом читающих детей. Библиотекари уверены: воспитывая юных читающих граждан, они обеспечивают достойное будущее родного города.




Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru