454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

Кто бы мог подумать?

Студенты побывали в детской библиотеке № 17 им. В. Н. Гусарова на увлекательных встречах, посвящённых русскому языку, и совершили несколько неожиданных для себя открытий. Рассказываем, как это было!

Кто бы мог подумать, что молодёжную аудиторию детской библиотеки № 17 заинтересует тема человеческого языка как явления уникального и во многом сложно объяснимого. Обитая на просторах интернета,   юношество привыкло вольно обращаться со всеми языковыми нормами и правилами, снисходительно игнорировать грамматику и прочие мешающие скорости виртуального общения ограничения. Четыре группы студентов ЧЭнК им. С.М. Кирова и Регионального колледжа побывали на встречах, посвящённых русскому языку. Библиотекари предложили студентам подумать над вопросами: Как и для чего родилась человеческая речь, как она изменялась, как формировала человечество? Как образовался наш современный родной русский язык? Чем он «болеет» сегодня? Как его лечить?

На занятиях обсуждались три версии возникновения человеческой речи – «Язык как божественный дар»; «Язык как поэтическое откровение (здесь на помощь пришёл поэт Ю. Левитанский и его стихотворение «Откуда вы приходите, слова, исполненные доброго доверья?»); научная версия, по которой слова рождались из звукоподражания и непосредственных ощущений. Разговор о том, какие вопросы решает лингвистика, как наука, перетекал в «лингвистические раскопки». Студенты увлеченно искали доказательства принадлежности русского языка к индоевропейской языковой семье, переводя на русский язык слова   древнего санскрита. Заинтересованной была беседа о том, какую роль сыграл А.С. Пушкин в становлении   современного русского языка, какой ясный, точный, краткий и сильный русский язык создал поэт.

Были поставлены и верные «диагнозы» современному родному языку: «варваризация» и «засилье ненормативной лексики». Студенты   становились «пуристами», отстаивающими чистоту речи, ведь современный русский язык «заглатывает чудовищные порции англизированных слов». В горячих беседах пришлось разрушать стереотип, что мат является национальной особенностью и гордостью русского народа.   Видимо, поэтому сообщение о том, что сквернословов подвергали публичной порке ещё при царе Михаиле Фёдоровиче, вызывало озадаченное молчание.

С удовольствием студенты участвовали в различных играх: на развитие словарного запаса, на выработку абсолютного языкового слуха. Развеселил и одновременно заставил задуматься всех участников своеобразный тест на внимательного слушателя «Как я умею слушать и правильно передавать информацию». Небольшой эпизод из смешного рассказа Ю. Коваля «Картофельная собака», прочитанный первому участнику эксперимента, проходя через четыре пересказа, превращался порой в жуткий триллер.

Надеемся, что библиотекарям удалось донести до молодёжной аудитории мысль о том, как важно учиться следить за своими словами, быть внимательным слушателем, как много зависит от языковой среды, которую все мы создаём по собственному выбору, разрушая или созидая себя.


23 Марта 2021

Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru