Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
14.06.12 5:06

Разговоры о чтении

 

ПРО ЧИТАТЕЛЬСКИЙ АППЕТИТ

 

И О ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ

 

ДУХОВНОЙ ПИЩЕ

 

      В день фестиваля «Челябинск читающий» на Кировке (8-го сентября) в нашем «Детском дворике», организованном детскими библиотеками города у подножия памятнику героям-танкистам, мы просили наших посетителей, больших и маленьких, поучаствовать в блиц-опросе: назвать книгу, которая оказалась в их читательской жизни такой интересной, что ее просто «проглотили» в один присест. И, наоборот, – книгу, которая «застряла в горле», никак не пошла. Данными этого оперативного социологического опроса мы хотим с вами поделиться.

 

      Всего в опросе приняли участие 51 человек, (респондент, по - научному!), весьма разного возраста: от 6-ти до 63-х лет! И вот какая картина у нас в итоге получилась.

 

      Очень «вкусными» книгами, вызывающими волчий читательский аппетит, оказались книги самые что ни на есть разные. Вот уж действительно – «сколько голов, столько и умов»! Мы увидели, источником каких разных жажд и удовольствий может стать книга.

 

       Можно очароваться красотой и роскошным избытком вымысла, как это было с 5-6-летней Аленой,(сейчас ей 12-ть), которая не могла оторваться от сказки Г.-Х. Андерсена «Оле Лукойе». С такой же признательностью 37-летняя Ирина вспоминает свою страстную детскую увлеченность «Приключениями барона Мюнхгаузена» Э.Распэ.

 

      А можно быть признательным сказке за энергию борьбы и преодоления, ею подаренные, когда она встряхивает тебя, побуждая встать на сторону добра. Именно так вспоминает свою вовлеченность «по самую макушку» в сказку В.Губарева «Королевство кривых зеркал» 50-летняя Галина, а 35-летняя Ирина – в сказку А.Волкова «Урфин Джус и его деревянные солдаты». К ним присоединяется «проглотившая» «Желтый туман» того же А.Волкова, 10-летняя Анастасия; и можно быть уверенными, что, глотнув этого тумана, Настя точно не пострадала, а стала только здоровее!

 

        А есть и такое редкостное удовольствие: открывать для себя тонкие и сложные вещи. Иногда они не даются сразу, приходится возвращаться, сомневаться, думать, спорить; не всегда это комфортно – книга дает тебе понять, что ты слаб… Но зато, когда вдруг прорываешься к новым неожиданным смыслам, когда тебя осеняет – это такое чувство ликования! Наверное, нечто подобное испытал 8-летний Артем, покоренный «Маленьким принцем» А.Экзюпери, (читали с мамой несколько раз!), или 11-летний Стас, нашедший свою дверь в Страну Фантазию «Бесконечной книги» М.Энде.

 

       А 13-летняя Катя и 39-летняя Елена,( вы чувствуете, как хорошие книги объединяют возрасты!), обе признательны книге английской писательницы Лоис Лоури «Дающий» за трудные и горькие ее прозрения, (эта книга написана в жанре антиутопии – совсем не комфортное чтение, но как бередит душу и совесть!).

 

      Наверное, встречи с такими книгами дают нам возможность почувствовать разницу между удовольствием от чтения и наслаждением чтением. Филолог и лингвист Ролан Барт считал, например, что удовольствие «связано с практикой комфортабельного чтения». Он писал так: «Может быть, удовольствие – это ослабленная, умеренная форма наслаждения, пошедшего на компромисс». И часто мы охотно идем на такой компромисс, так как не хотим напряжения, не хотим тянуться и становиться на цыпочки, и не замечаем, как постепенно ослабляем в себе «культурную мощь духа».

 

      Поэтому было радостно, что среди наших стихийных респондентов были те, кто назвал как необыкновенно «вкусные» книги, отнюдь не простые: 50-летняя Елена назвала «Мастера и Маргариту» М.Булгакова и «Шагреневую кожу» О.Бальзака, ее 34-летняя тезка – «Синдром Петрушки» Д.Рубиной, 37-летняя Татьяна – «Плаху» Ч.Айтматова, 19-летняя Ксения – «Элегантность ежика» М.Барбери, а 17-летняя Татьяна – «Преступление и наказание» Ф.Достоевского (!). Кстати, не она одна, ее поддержала 35-летняя Наталья. Странно? Роман тяжелый, страшный, открывающий в человеческой душе такие непроглядные бездны… Как это может быть «вкусно»?!

 

      Может, потому что есть разный голод – есть такой голод души, которому нужны сложные, сильные, яркие до боли впечатления, способные возвысить нас над обыденностью, помогающие собирать в себе силы для сопротивления глупости, пошлости и подлости.

 

      Многие из наших добровольных интеллектуальных спонсоров называли книгами, которые были прочитаны «залпом» те, что раздвигали в какой-то момент горизонты жизни, границы познания, которые помогали поверить в себя, в способность возобладать над обстоятельствами. Это бывает особенно важно в подростковом возрасте, когда ты «сам не свой» и все тебя в это ежеминутно «макают». Вот тогда и выручает «Пятнадцатилетний капитан» и «Дети капитана Гранта» Ж.Верна – здесь мальчишки – подростки не мямли и не рохли, а всегда умелые, ухватистые, расторопные и ответственные люди! Благодарность романам Ж.Верна из своего подростничества адресовали 63-летняя Лидия и 22-хлетний Евгений. А 54-летний Василий с тем же чувством благодарности за поддержку, за уверенность в неимоверности человеческого запаса прочности, ресурса сопротивления, вспоминает роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». А 13-летняя Ксения жирным восклицательным знаком отметила книгу Н.Чуковского «Водители фрегатов» – о русских путешественниках-мореплавателях.

 

      Не могу пройти и мимо восклицательного знака 8-летнего Димы, отданного книге А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги». Скольких живых, подвижных, изобретательных на затеи, а потому «неудобных» для взрослых мальчишек и девчонок поддержала эта книга! Она поддержала их самоуважение, убедила в том, что они хорошие и что запальчивые крики: «что из тебя выйдет!»- не стоит принимать близко к сердцу. Недаром А.Линдгрен каждую главу о новых похождениях Эмиля и новых шишках на его голову завершает фразой: «Но зато Эмиль, когда вырос, стал председателем сельской управы!». Уж она-то знала, что именно из таких «неудобных» и образуются самые яркие, распорядительные и ответственные люди, если мы, взрослые, их не загнобим, конечно.

 

        Итак, это «вкусные» блюда нашего импровизированного дегустационного читального зала. А что же у нас попало в «невкусное»? Здесь тоже интересная информация к размышлению.

 

      Например, чемпионом среди отверженных стала… «Война и мир» Л.Н.Толстого (8 голосов в возрастном диапазоне от 17 до 60-ти лет. Два «черных шара» получил роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и два – «Мастер и Маргарита» М.Булгакова.

 

      Наверное, это отголоски школьных страданий над текстами великих романов. Все-таки, надо признать, что для подростков в 15-16 лет бремя великой эпопеи «Война и мир» явно непосильно. В этом возрасте трудно почувствовать очарование и гармонию этого текста – он требует хотя бы какой-то человеческой умудренности. И жаль, если школьная оскомина потом закрывает к нему путь. Та же история, видимо, и с другими «школьными» художественными текстами – не повезло даже трогательному и эмоционально заразительному «Кавказскому пленнику» того же Л.Н.Толстого, отвергнутому 12-летней Валерией!

 

      Но в список «отверженных» попали и «Белый пудель» А.Куприна, и «Легенды и мифы Древней Греции», и «Всадник без головы» Т. Майн Рида, и «Две Дианы» А.Дюма, и «Властелин колец» Д.Р.Р.Толкина, и те же, только что «вкусные» «Пятнадцатилетний капитан» и «Робинзон Крузо». Что же происходит?

 

      Иногда «виновата» книга, вернее, ее издание. Так произошло, например, у 35-летней Ирины с «Легендами и мифами Древней Греции». Ей в детском возрасте попалось издание мифов в редакции Н.А.Куна. А это, по существу, научная книга, цель которой «зарегистрировать» основные сюжеты греческой мифологии. Н.А.Кун не ставил задачу передать поэзию и «очарование древних вымыслов» этих историй. Если бы Ирине попалась редакция Веры Смирновой или братьев Успенских, у нее могли бы сложиться совсем другие отношения с греческой мифологией! Жаль.

 

      Иногда «виновато» время. Так, наводит на размышления отторжение, испытанное 12-летним читателем от «Робинзона Крузо», которого, мы помним, 53-летний Василий в своем детстве читал взахлёб и благодарно вспоминает до сих пор.

 

      Думается, современному ребенку, с младенчества окруженному огромным количеством цивилизационных благ, научных и технических приспособлений, облегчающих жизнь и быт, непонятны, странны и утомительны ежедневные медленные и кропотливые бдения Робинзона по его жизнеустройству на острове. Они вызывают не уважение и восхищение, а гримасу раздражения и пренебрежения: «Эти древние времена, ужас! Как только жили!». Между тем, мы даже не отдаем себе отчета в том, что потихонечку «развоплощаемся», передавая технике свои умения, навыки и возможности. А вдруг умная техника даст планетарный сбой? Насколько мы окажемся сильны перед лицом испытаний; не наша техника, а мы – сами?!

 

В «отставке» других книг «виноваты» уже мы сами, стремительно теряющие читательскую квалификацию, (сосредоточенность, технику, беглость чтения, языковой запас и т.д.).

 

      Так, явно непосильными для многих современных юных читателей становятся романные формы, даже когда это романы приключенческие («Две Дианы», «Пятнадцатилетний капитан», «Всадник без головы»). Вспомним, как в «Детстве Никиты» А.Н.Толстого, 9-летний Никита с дрожью упоения читает «Всадника без головы». Сейчас даже трудно представить, чтобы 9-летний взялся за такую книгу; не всякий 13-летний дерзнет!

 

      Что же, сами виноваты, и пенять здесь не на кого: если хочешь быть читающим, так будь им! Упражняй, развивай читательскую культуру, обогащай и разнообразь свой читательский репертуар! Обращайся в библиотеку – она всегда поможет!

      На этой патетической ноте и закончим разговор «о вкусной и здоровой» духовной пище.

 

      Нет, не хочется на патетической! Давайте завершим на лирической. Приведу несколько поэтических строк моей любимой Юнны Мориц – все о том же, как важно собирать вокруг себя все, что может согреть и возвысить душу.

 

                             Так крепче прижмемся к родным,

 

                             Согреемся кровью о кровь,

 

                             Согреемся так глубоко,

 

                             Так в мыслях зайдем далеко,

 

                            И так высоко вознесемся,

 

                             Что все прояснится легко!

 

                                                           Кандидат педагогических наук Н.К. Сафонова

 


Возврат к списку

К началу страницы