Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих
16.05.12 4:22

Ученикам 1-4 классов

Книжный рюкзачек для будущих второкласников

I «Мир сказок»

Для самостоятельного чтения

1. Сказки братьев Гримм (в любом детском издании). Никогда не надоедающие сказки. Преимущество этих фольклорных сказок в том, что они переложены на хороший литературный язык.

 

2. Михалков С.В. Праздник непослушания. В сюжете сказки реализуется извечная детская мечта об освобождении от власти взрослых: дети остаются в городе одни, предоставленные сами себе и собственным хотениям. Но, конечно, заканчивается все возвращением к норме: «Папы и мамы! Нам без вас, все равно, что вам без нас!» 

 

3. Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка.  Сказка преимущественно для девочек. Их непременно тронет и  привлечет  сюжетная ситуация: маленький сирота-поросенок Изюмка обретает теплый дом и семью у доброго мудрого гнома.

 

4. Милн А.А. Винни Пух и все, все, все.  Сказка, знакомая и любимая всеми по мультфильму. Поэтому может читаться не целиком, а выборочно – то, что особенно любимо, что хочется перечитать.

 

5. Пройслер О. Маленькая Баба-Яга. Маленький водяной.

Забавные и умные сказки. В них много игр, которые можно перенести в 
свою игровую практику. А главная игра, которой ненавязчиво обучает 
Пройслер, - игра в творение добра. В сказках много смешных и забавных ситуаций, что тоже обеспечивает им непременные симпатии читателей. 

 

6.  Остер Г. Привет мартышке.

Герои этих сказок также знакомы по мультфильмам, но здесь, в книжке, 
историй про них гораздо больше. Каждая история – веселый образец 
«этической грамматики».

 

7. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. Меховой интернат.
Сказки Успенского – первая школа юмора для детей. Речь его героев очень выразительна, – обычно дети читают это до тех пор, пока не запомнят дословно. Это их первый «банк острот». К тому же, эти сказки так добры и написаны с таким уважением к ребенку! Герои Успенского малы, но всегда самостоятельны и ответственны.

 

8. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика.
Сказка – преодоление, помогающая избежать в себе маленькие и большие детские слабости (робость, трусость, слезливость и т.д.).

 

9.  Волков А. Волшебник Изумрудного города.

Книга объемная, но сюжет её так занимателен, полон таких захватывающих поворотов, что прочитаться она сможет без особых усилий. К тому же, она очень проста по стилистике и очень хорошо иллюстрирована.

Для совместного чтения с родителями

1. Погорельский А. Черная курица, или подземные жители. Драматичная, грустная сказка, написанная с верой и требовательностью к ребенку. Как бы ни был человек мал, он должен отвечать за себя и свои поступки,- убеждает сказочник. Поэтому так сурова его сказка о дружбе и предательстве, о вине и прощении.

2.  Гауф В. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце. В этих сказках много сказочных тайн и чудес, волшебных предметов и превращений, но не это для автора главное. Его сказки откровенно педагогичны – он убежден, что главное чудо – это чистая совесть и доброе сердце.

3. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Сказка привлекательна непрерывным движением, сменой картин (на то и путешествие!). Привлекательна сама исходная ситуация: превращение большого в крошечного. Как интересно представить себя на  месте героя и видеть, как с изменением роста меняется весь мир вокруг! Но эту сказку не зря называют и «сказкой воспитания». Ее герой хочет «снова стать человеком», но как за время движения сказки меняется для него смысл этой фразы!

4. Толстой А.Н. Золотой ключик или приключения Буратино. Носов Н. Приключения Незнайки.  Обе сказки наших детских классиков замечательны тем, что в их главных героях ребенок радостно узнает себя – свою наивность, доверчивость, беспечность, беспредельную веру в себя, неуемную энергию и жажду приключений. Но и свою лень, неоправданную самоуверенность, эгоизм, глупость – тоже… Все это помогает и поверить в себя, и себя преодолеть.

 

5.  Каверин В. Песочные часы. Много хороших людей и один завистник.  При внешней простоте, это серьезные сказки. Особенно потому, что в сложных драматичных ситуаций здесь оказываются взрослые. Ребенок имеет возможность увидеть и ужаснуться тому, во что превращаются невинные детские пороки, которые сам ребенок склонен себе прощать: необязательность, грубость, завистливость. Для некоторых читателей эти сказки могут быть трудными тем, что внешнего действия здесь не так уж много, но много действия внутреннего – того, что происходит в душе героев..

6. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне. Мио, мой Мио! Первая сказка полна лирики и неподражаемого игрового юмора. Вторая сказка  серьезная, даже страшная: сказка с героическим началом. Есть в жизни вещи, в бой, против которых должен выступить даже ребенок, как бы он не был слаб и мал.

7. Толкин Д.Р.Р. Хоббит, или туда и обратно. Сказка преимущественно для мальчиков – в ней много «боевых» ситуаций и эпизодов. Сказка из тех, что «навырост», в нее вложены серьезные и глубокие идеи, которые осознаются и понимаются не сразу. Но пространство сказки так обширно, что каждый найдет там свое: кого-то увлекут разнообразные и удивительные сказочные существа, которых здесь великое множество, кого-то – захватывающие приключения героев, кого-то заворожит магия слова, поэтичность сказки, кого-то поразит смысловой заряд сказки.

8. Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода. Цикл из трех сказок, объединенных общими героями – маленькими человечками, накситраллями.  Сказки замечательно добрые и умные. В  них очень интересно рассказано о сложностях наших взаимоотношений с природой и друг с другом. В книге прекрасные, большие иллюстрации, которые ребята любят рассматривать!

9. Коваль Ю. Полынные сказки.  Эти сказки о том, как растет детская душа: сказки о природе, о чувстве родины и семьи, об ощущении времени в себе.  Сложно? Да, сложно, но написано столь просто, прозаично, тепло, что будет внятно всякому.

 

10. Козлов С. Правда, мы будем всегда? Это сборник маленьких сказок объединен общими героями – это Ежик,  Медвежонок, Зайчонок, Ослик – и организован по принципу годового цикла («весенние сказки», «зимние», «летние», «осенние»). Сказочник вводит читателя в сам ход времени, побуждает задуматься над этой сложной и неосязаемой категорией, имя которой «время». Как мы ощущаем время,почему это ощущение времени то радует, то пугает, куда уходит время и что там – за временем, что такое «наполненность времени»? Вот такие сложные вопросы!

II «Про тебя и про меня»

Для самостоятельного чтения с родителями

1. Зощенко М. Рассказы про Лелю и Миньку.  Рассказы ясные, простые, очень смешные.
 
2. Носов Н. Сборник рассказов «Дружок», «Тук-тук-тук». Эти рассказы – классика детской литературы, они любимы многими поколениями читателей. Носов великолепно владеет тем, что именуется «юмором возраста». Мы смеемся над незадачливыми героями, но смеемся так по-доброму! Ведь они попадают в смешные ситуации не от ущербности, а 
скорее, от избытка детской энергии, избытка детской веры в свои силы и возможности, от избытка чувств.
 
3. Пантелеев Л. Честное слово. Трус. Буква «Ты».  Рассказы хороши интересными детскими характерами, умением воссоздать особенности детской логики и детского мировосприятия.
 
4. Погодин Р. Откуда идут тучи. Жаба.  Рассказы простые, круг событий самый обыденный (подобное есть в жизненном опыте каждого ребенка). Но Погодин обладает уникальным даром: события, принадлежащие быту, поднимать до уровня бытия, обращая ребенка к вечным общечеловеческим, народным ценностям.
 
5. Драгунский В. Друг детства. Тайное становится явным. Ровно 22 кило. Кот в сапогах. Он живой и светится.  Герой рассказов – Дениска – лучший Друг многих поколений российских детей. Можно не сомневаться, станет другом и вам.

Для совместного чтения с родителями

1. Гарин–Михайловский Н. Тема и Жучка, (при хорошей реакции, можно и всю повесть «Детство Темы»).  Замечательная вариация на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили». История, исполненная драматического напряжения, нешуточной борьбы и преодолений.
 
2. Гайдар А. Чук и Гек. История, рассказанная Гайдаром, дает большой заряд оптимизма и счастья. В искусстве же рассказывания Гайдару почти нет равных в детской литературе.
 
3. Линдгрен А. Мы все из Бюллербю. Эмиль из Ленниберги. Приключения Калле Блюмквиста. Расмус-бродяга.
Линдгрен пишет о жизни «самой обыкновенной». Это жизнь маленького хутора, где всего 5 домов, или маленького провинциального городка, но как радостно, насыщенно и интересно живут здесь дети! Они умеют фантазировать, они и умеют играть, поэтому им никогда не бывает скучно. Жизнь героев вызывает у читателей – ребят здоровую зависть и желание подражать им. Еще один плюс – написано это легко и весело. 
 
4. Давыдычев Л. Многотрудная жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника. Лёлишна из третьего подъезда.  Виртуозная юмористическая проза, многие фразы и словечки становятся у ребят излюбленными присловьями.

5. Каверин В. Песочные часы. Много хороших людей и один завистник. Повесть, позволяющая ребёнку заново пережить события своей первоклассной жизни, осмыслить их, подвести им итог. А если в событиях замешана еще и собака, то успех этой повести у большинства читателей обеспечен.

6. Вестли А.К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик. Повесть норвежской писательницы так добра, что «выходить» из нее просто не хочется! В наше раздерганное время, напоминание о непреходящей ценности таких вещей, как взаимное уважение, терпимость, семейный лад,ответственность – весьма уместно.

7. Коваль Ю. Недопесок. Герой этой повести – мальчик второклассник (хотя главный здесь, пожалуй, дошкольник Серпокрылов), а еще – маленький песец, сбежавший со зверофермы. Ах, какие здесь сочные, великолепно вылепленные характеры! Сколько здесь веселой кутерьмы, которая вдруг, как-то незаметно, выливается в серьезное размышление о внешней и внутренней свободе, о праве на выбор…

8. Булычев К. Девочка с Земли. Приключения Алисы. Это тоже повесть о детстве, но детстве, перенесенном в будущее. И это будущее так комфортно, в нем столько захватывающих дух возможностей, что оторваться от этого просто невозможно! Начав читать «Алису», читатели, какправило, становятся ее фанатами и не останавливаются, пока не прочитают все 10 книжек.  

III  «Большое чудо» (книги о природе)

Для самостоятельного чтения.

·   Бианки В.В. Сказки.

·   Павлова Н.М. Не видели – увидим.

·   Шим Э. Рассказы и сказки.

·   Романова Н. Муравей – красная точка. На зеленой елке.

·   Сладков Н. Лесные сказки.

Для совместного чтения с родителями

·   Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая Шейка. Зимовье на Студеной.

·   Куприн А.И. Барбос и Жулька. Сапсан.

·   Перовская О.Н. Ребята и зверята.

·   Чаплина В.И. Питомцы зоопарка.

·   Скребицкий Г. Листопадничек. Друзья моего детства.

·   Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали.

·   Фаллада Г. Фридолин – нахальный барсучок.

·   Зальтен Ф. Бемби.

·   Сетон-Томпсон Э. Крольчиха Молли. Чинк. Домино.

·  Серая Сова. Саджо и ее бобры.

Из этой большой программы можно составить свой вариант – по силам и индивидуальным склонностям каждого читателя. Все эти книги – не одного дня и не одного года – пусть останется на будущее.

Не забывайте, что не все возможные читательские интересы учтены. Есть еще энциклопедическая книга, техническая, историческая, детская поэзия и еще многое другое. Индивидуальную программу чтения вам помогут составить в детских библиотеках г. Челябинска.

 

 

 "4й класс - это класс"

(чтение для тех, кто готовится отметить первый "круглый юбилей" - 10 лет!)

10 лет – это серьезно. Это уже не куклы-мячики (хотя, конечно, еще тянет туда, тянет!). Но уже новые вопросы и впечатления обступают со всех сторон, и сам чувствуешь себя каким-то совсем другим, новым. Надо скорей приспосабливаться и устраиваться на новой ступени жизни! Используйте «косвенный опыт» – опыт литературных героев-ровесников. Они жили в разное время, в разных странах, но, честное слово, многое из того, что они переживали, вам покажется очень знакомым и понятным!

· Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста.
· Д’Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика.
· Твен. М. Приключения Тома Сойера.
· Свирский А. Рыжик.
· Катаев В. Белеет парус одинокий.
· Чуковский К. Серебряный герб.
· Брет Гарт Ф. Степной найденыш.
· Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
· Пантелеев Л. Ленька Пантелеев.
· Погодин Р. Кирпичные острова. Рассказы о веселых людях и хорошей погоде.
· Патерсон К. Мост в Теравифию.
· Крапивин В. Та сторона, где ветер. Мушкетер и фея.
· Моргенштерн С. Письма о любви.
· Москвина М. Моя собака любит джаз.
· Драгунский В. Девочка на шаре.
· Искандер Ф. День Чика.
· Лиханов А. Мой генерал.
· Железников В. Каждый мечтает о собаке.
 

Мальчики и девочки

В 10 лет мир мальчиков и девочек становится уже очень разным – в каждом угадывается будущая предназначенность. Как важно понять, что требует от тебя природа, и что хочет от тебя общество, какие качества испокон века считаются истинно мужскими или женскими… Эти книги дадут вам пищу для размышлений и наблюдений.

Совет: читайте не только про себя, но и про героев «противоположного лагеря» – ведь нужно научиться понимать друг друга!

 

Девочки

· Будогосская Л. Повесть о рыжей девочке.
· Бернет Ф. Маленькая принцесса. Таинственный сад.
· Верейская Е. Три девочки.
· Койн И. Девочка, с которой детям не разрешалось водиться.
· Иванов С. Ольга Яковлева.
· Портер Э. Поллиана.
· Литтл Дж. Неуклюжая Анна.
· Сойер Р. Роликовые коньки.
· Осеева В. Динка.
· Яковлев Ю. Девочка, хочешь сниматься в кино?
· Чарская Л. Сибирочка. Записки институтки.
· Давыдычев Л. Лелишна из третьего подъезда.

 

Мальчики

· Гюго В. Гаврош.
· Мало Г. Без семьи.
· Линдгрен А. Расмус-бродяга.
· Коринец Ю. Володины братья.
· Катаев В. Сын полка.
· Кассиль Л. Черемыш – брат героя.
· Гайдар А. Тимур и его команда.
· Железников В. Жизнь и приключения чудака.
· Воскобойников В. Все будет в порядке!
· Марриет Ф. Маленький дикарь.
· Ибрагимбеков М. Пусть он останется с нами.
· Нестлингер К. Мыслитель действует.
· Рыбаков А. Кортик.

 

Выбери себе приключение

 

Время детской комнаты и детской площадки закончилось! Впереди большой мир, который надо осваивать. Сколько тайн и приключений ждет в нем! Примерься к приключениям!

· В стране легенд.
· Майн Рид Т. Морской волчонок.
· Сетон-Томпсон Э. Маленькие дикари.
· Гайдар А. На графских развалинах.
· Кестнер Э. Эмиль и сыщики.
· Линдгрен А. Приключения Калле Блюмквиста.
· Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
· Булычев К. Тайна третьей планеты. Сто лет тому вперед.

Новые и старые сказки о главном

 

Наверное, вы думаете, что сказки в вашей жизни – пройденный этап. Кто же в 10 лет верит в волшебные палочки?

Но не спешите расставаться со сказками! Да, сказки любят фантазировать, но о самом главном всегда говорят только правду! А еще они умеют расти вместе с человеком. Мы и предлагаем вам такие «подросшие» сказки:

· Уайльд О. Мальчик-звезда.
·
Грэм К. Ветер в ивах.
·
Линдгрен А. Мио, мой Мио! Ронья – дочь разбойника.
·
Кнорре Ф. Капитан Крокус.
·
Каверин В. Немухинские музыканты. Легкие шаги. Летающий мальчик.
·
Прокофьева С. Лоскутик и облачко. Глазастик и ключ-невидимка.
·
Токмакова И. И настанет светлое утро.
·
Крапивин В. Летящие сказки.
·
Носов Н. Незнайка на Луне.
·
Толкин Д.Р. Хоббит, или туда и обратно.
·
Даррелл Д. Говорящий сверток.
·
Синклер Э. Гномобиль.
· Рыбаков А. Кортик.
Уайт Э.Б. Паутинка Шарлотты.

Зверсовет

Какой бесконечно разнообразный и интересный мир вокруг нас! Сколько в нем удивительных существ таких отличных от нас и таких, иногда, до странности на нас похожих. Эти книги дадут вам возможность заглянуть в их мир, понять и полюбить.

·  Кервуд Д.О. Бродяги севера.
·  Сетон-Томпсон Э. Животные-герои.
·  Фаллада Г. Фридолин – нахальный барсучок.
·  Зальтен Ф. Бемби.
·  Куприн А. Ю-Ю и другие рассказы
·  Перовская О. Ребята и зверята.
·  Чаплина В. Питомцы зоопарка.
·  Грабовский Я. Рекся и Пуцек.
·  Скребицкий Г. Друзья моего детства.
·  Снегирев Г. Чудесная лодка.
·  Коваль Ю. Алый. Шамайка.
·  Пеннак Д. Собака Пес. Глаз волка.

·  Кромптон Р. Этот Вильям.
·  Хагерюп К. Маркус и Сигмунд и др.
·  Некрасов В. Приключения капитана Врунгеля.
·  Носов Н. Мишкина каша и др. рассказы.
·  Нестайко В. Тореадоры из Васюковки.
·  Лагин Л. Старик Хоттабыч.
·  Линдгрен А. Мы все из Бюллербю.
·  Давыдычев Л. Руки вверх, или враг № 1.
·  Коваль Ю. Приключения Васи Куролесова.
·  Остер Г. Сказка с подробностями.
·  Пивоварова Ю. Рассказы Люськи Синицыной.
·  Сотник Ю. Архимед Вовки Грушина.

для будущих второклассников

 

I «Мир сказок»

 

Для самостоятельного чтения

1. Сказки братьев Гримм (в любом детском издании).
Никогда не надоедающие сказки. Преимущество этих фольклорных сказок в
том, что они переложены на хороший литературный язык.

2. Михалков С.В. Праздник непослушания.
В сюжете сказки реализуется извечная детская мечта об освобождении от
власти взрослых: дети остаются в городе одни, предоставленные сами себе и
собственным хотениям. Но, конечно, заканчивается все возвращением к норме:
«Папы и мамы! Нам без вас, все равно, что вам без нас!»
3. Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка.
Сказка преимущественно для девочек. Их непременно тронет и
привлечет сюжетная ситуация: маленький сирота-поросенок Изюмка
обретает теплый дом и
семью у доброго мудрого гнома.
4. Милн А.А. Винни Пух и все, все, все.
Сказка, знакомая и любимая всеми по мультфильму. Поэтому может
читаться не целиком, а выборочно – то, что особенно любимо, что хочется
перечитать.

5. Пройслер О. Маленькая Баба-Яга. Маленький водяной.
Забавные и умные сказки. В них много игр, которые можно перенести в
свою игровую практику. А главная игра, которой ненавязчиво обучает
Пройслер, - игра в творение добра. В сказках много смешных и забавных
ситуаций, что тоже обеспечивает им непременные симпатии читателей.
6. Остер Г. Привет мартышке.
Герои этих сказок также знакомы по мультфильмам, но здесь, в книжке,
историй про них гораздо больше. Каждая история – веселый образец
«этической грамматики».

7. Успенский Э. Дядя Федор, пес и кот. Меховой интернат.
Сказки Успенского – первая школа юмора для детей. Речь его героев очень
выразительна, – обычно дети читают это до тех пор, пока не запомнят
дословно. Это их первый «банк острот».
К тому же, эти сказки так добры и
написаны с таким уважением к ребенку! Герои Успенского малы, но всегда
самостоятельны и ответственны.
8. Прокофьева С. Приключения желтого чемоданчика.
Сказка – преодоление, помогающая избежать в себе маленькие и большие
детские слабости (робость, трусость, слезливость и т.д.).

9. Волков А. Волшебник Изумрудного города.
Книга объемная, но сюжет её так занимателен, полон таких захватывающих
поворотов, что прочитаться она сможет без особых усилий. К тому же, она
очень проста по стилистике и очень хорошо иллюстрирована.

Для совместного чтения с родителями

 

1. Погорельский А. Черная курица, или подземные жители .

Драматичная, грустная сказка, написанная с верой и требовательностью к

ребенку. Как бы ни был человек мал, он должен отвечать за себя и свои

поступки,- убеждает сказочник. Поэтому так сурова его сказка о дружбе и

предательстве, о вине и прощении.

2. Гауф В. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

В этих сказках много сказочных тайн и чудес, волшебных предметов и

превращений, но не это для автора главное. Его сказки откровенно

педагогичны – он убежден, что главное чудо – это чистая совесть и доброе

сердце.

3. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

Сказка привлекательна непрерывным движением, сменой картин (на то и
путешествие!). Привлекательна сама исходная ситуация: превращение
большого в крошечного. Как интересно представить себя на месте героя и
увидеть, как с изменением роста меняется весь мир вокруг! Но эту сказку не
зря называют и «сказкой воспитания». Ее герой хочет «снова стать человеком»,
но как за время движения сказки меняется для него смысл этой фразы!
4. Толстой А.Н. Золотой ключик или приключения Буратино. Носов Н. Приключения Незнайки.
Обе сказки наших детских классиков замечательны тем, что в их главных
героях ребенок радостно узнает себя – свою наивность, доверчивость,
беспечность, беспредельную веру в себя, неуемную энергию и жажду
приключений. Но и свою лень, неоправданную самоуверенность, эгоизм,
глупость – тоже… Все это помогает и поверить в себя, и себя преодолеть.

5. Каверин В. Песочные часы. Много хороших людей и один завистник.
При внешней простоте, это серьезные сказки. Особенно потому, что в
сложных драматичных ситуаций здесь оказываются взрослые. Ребенок имеет
возможность увидеть и ужаснуться тому, во что превращаются невинные
детские пороки, которые сам ребенок склонен себе прощать: необязательность,
грубость, завистливость. Для некоторых читателей эти сказки могут быть
трудными тем, что внешнего действия здесь не так уж много, но много
действия внутреннего – того, что происходит в душе героев..

6. Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне. Мио, мой Мио!

Первая сказка полна лирики и неподражаемого игрового юмора. Вторая сказка

серьезная, даже страшная: сказка с героическим началом. Есть в жизни вещи, в

бой, против которых должен выступить даже ребенок, как бы он не был слаб и

мал.

7. Толкин Д.Р.Р. Хоббит, или туда и обратно.

Сказка преимущественно для мальчиков – в ней много «боевых» ситуаций и
эпизодов. Сказка из тех, что «навырост», в нее вложены серьезные и глубокие
идеи, которые осознаются и понимаются не сразу. Но пространство сказки так
обширно, что каждый найдет там свое: кого-то увлекут разнообразные и
удивительные сказочные существа, которых здесь великое множество, кого-то
– захватывающие приключения героев, кого-то заворожит магия слова,
поэтичность сказки, кого-то поразит смысловой заряд сказки.
8. Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода.
Цикл из трех сказок, объединенных общими героями – маленькими
человечками, накситраллями. Сказки замечательно добрые и умные. В
них очень интересно рассказано о сложностях наших взаимоотношений с
природой и друг с другом.
В книге прекрасные, большие иллюстрации,
которые ребята любят рассматривать!
9. Коваль Ю. Полынные сказки.
Эти сказки о том, как растет детская душа: сказки о природе, о чувстве родины и семьи, об
ощущении времени в себе. Сложно? Да, сложно, но написано столь просто, прозаично, тепло,
что будет внятно всякому.
10. Козлов С. Правда, мы будем всегда?

Это сборник маленьких сказок объединен общими героями – это Ежик,

Медвежонок, Зайчонок, Ослик – и организован по принципу годового цикла

(«весенние сказки», «зимние», «летние», «осенние»). Сказочник вводит

читателя в сам ход времени, побуждает задуматься над этой сложной и

неосязаемой категорией, имя которой «время». Как мы ощущаем время,почему

это ощущение времени то радует, то пугает, куда уходит время и что там – за

временем, что такое «наполненность времени»? Вот такие сложные вопросы!

II «Про тебя и про меня»

 

 

 

Для самостоятельного чтения с родителями

1. Зощенко М. Рассказы про Лелю и Миньку.
Рассказы ясные, простые, очень смешные.
2. Носов Н. Сборник рассказов «Дружок», «Тук-тук-тук».
Эти рассказы – классика детской литературы, они любимы многими
поколениями читателей. Носов великолепно владеет тем, что именуется
«юмором возраста». Мы смеемся над незадачливыми героями, но смеемся так
по-доброму! Ведь они попадают в смешные ситуации не от ущербности, а
скорее, от избытка детской энергии, избытка детской веры в свои силы и
возможности, от избытка чувств.

3. Пантелеев Л. Честное слово. Трус. Буква «Ты».
Рассказы хороши интересными детскими характерами, умением воссоздать
особенности детской логики и детского мировосприятия.
4. Погодин Р. Откуда идут тучи. Жаба.
Рассказы простые, круг событий самый обыденный (подобное есть в
жизненном опыте каждого ребенка). Но Погодин обладает уникальным даром:
события, принадлежащие быту, поднимать до уровня бытия, обращая ребенка к
вечным общечеловеческим, народным ценностям.

5. Драгунский В. Друг детства. Тайное становится явным. Ровно 22 кило. Кот в сапогах. Он живой и светится.
Герой рассказов – Дениска – лучший Друг многих поколений российских
детей. Можно не сомневаться, станет другом и вам.

 

Для совместного чтения с родителями

 

1. Гарин–Михайловский Н. Тема и Жучка, (при хорошей реакции, можно и всю повесть «Детство Темы»).

Замечательная вариация на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили».
История, исполненная драматического напряжения, нешуточной борьбы и
преодолений.
2. Гайдар А. Чук и Гек.

История, рассказанная Гайдаром, дает большой заряд оптимизма и счастья. В
искусстве же рассказывания Гайдару почти нет равных в детской литературе.

3. Линдгрен А. Мы все из Бюллербю. Эмиль из Ленниберги. Приключения Калле Блюмквиста. Расмус-бродяга.
Линдгрен пишет о жизни «самой обыкновенной». Это жизнь маленького
хутора, где всего 5 домов, или маленького провинциального городка, но как
радостно, насыщенно и интересно живут здесь дети! Они умеют
фантазировать, они и умеют играть, поэтому им никогда не бывает скучно.
Жизнь героев вызывает у читателей – ребят здоровую зависть и желание
подражать им. Еще один плюс – написано это легко и весело.
4. Давыдычев Л. Многотрудная жизнь Ивана Семенова, второклассника
и второгодника.
Лёлишна из третьего подъезда.

Виртуозная юмористическая проза, многие фразы и словечки

становятся у ребят излюбленными присловьями.

5. Каверин В. Песочные часы. Много хороших людей и один завистник.

Повесть, позволяющая ребёнку заново пережить события своей первоклассной

жизни, осмыслить их, подвести им итог. А если в событиях замешана еще и

собака, то успех этой повести у большинства читателей обеспечен.

6. Вестли А.К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик.

Повесть норвежской писательницы так добра, что «выходить» из нее просто не

хочется! В наше раздерганное время, напоминание о непреходящей ценности

таких вещей, как взаимное уважение, терпимость, семейный лад,

ответственность – весьма уместно.

7. Коваль Ю. Недопесок.

Герой этой повести – мальчик второклассник (хотя главный здесь, пожалуй,

дошкольник Серпокрылов), а еще – маленький песец, сбежавший со

зверофермы. Ах, какие здесь сочные, великолепно вылепленные характеры!

Сколько здесь веселой кутерьмы, которая вдруг, как-то незаметно, выливается

в серьезное размышление о внешней и внутренней свободе, о праве на

выбор…

8. Булычев К. Девочка с Земли. Приключения Алисы.

Это тоже повесть о детстве, но детстве, перенесенном в будущее. И это

будущее так комфортно, в нем столько захватывающих дух возможностей, что

оторваться от этого просто невозможно! Начав читать «Алису», читатели, как

правило, становятся ее фанатами и не останавливаются, пока не прочитают

все 10 книжек.

 

 

III «Большое чудо» (книги о природе)

 

Для самостоятельного чтения.

· Бианки В.В. Сказки.

· Павлова Н.М. Не видели – увидим.

· Чарушин Е.И. Никита и его друзья. Про Томку. Медвежата. Моя первая зоология.

· Шим Э. Рассказы и сказки.

· Романова Н. Муравей – красная точка. На зеленой елке.

· Сладков Н. Лесные сказки.

 

Для совместного чтения с родителями

· Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая Шейка. Зимовье на Студеной.

· Куприн А.И. Барбос и Жулька. Сапсан.

· Перовская О.Н. Ребята и зверята.

· Чаплина В.И. Питомцы зоопарка.

· Скребицкий Г. Листопадничек. Друзья моего детства.

· Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали.

· Фаллада Г. Фридолин – нахальный барсучок.

· Зальтен Ф. Бемби.

· Сетон-Томпсон Э. Крольчиха Молли. Чинк. Домино.

· Серая Сова. Саджо и ее бобры.

 


Из этой большой программы можно составить свой вариант – по силам и индивидуальным склонностям каждого читателя. Все эти книги – не одного дня и не одного года – пусть останется на будущее.

Не забывайте, что не все возможные читательские интересы учтены. Есть еще энциклопедическая книга, техническая, историческая, детская поэзия и еще многое другое. Индивидуальную программу чтения вам помогут составить в детских библиотеках г. Челябинска.

 

 

 

«4-й класс - это класс!»

(чтение для тех, кто готовится отметить первый "круглый юбилей" - 10 лет!)

 

 

Герой, которому 10

 

10 лет – это серьезно. Это уже не куклы-мячики (хотя, конечно, еще тянет туда, тянет!). Но уже новые вопросы и впечатления обступают со всех сторон, и сам чувствуешь себя каким-то совсем другим, новым. Надо скорей приспосабливаться и устраиваться на новой ступени жизни! Используйте «косвенный опыт» – опыт литературных героев-ровесников. Они жили в разное время, в разных странах, но, честное слово, многое из того, что они переживали, вам покажется очень знакомым и понятным!

 

· Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста.
· Д’Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика.
· Твен. М. Приключения Тома Сойера.
· Свирский А. Рыжик.
· Катаев В. Белеет парус одинокий.
· Чуковский К. Серебряный герб.
· Брет Гарт Ф. Степной найденыш.
· Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
· Пантелеев Л. Ленька Пантелеев.
· Погодин Р. Кирпичные острова. Рассказы о веселых людях и хорошей погоде.
· Патерсон К. Мост в Теравифию.
· Крапивин В. Та сторона, где ветер. Мушкетер и фея.
· Моргенштерн С. Письма о любви.
· Москвина М. Моя собака любит джаз.
· Драгунский В. Девочка на шаре.
· Искандер Ф. День Чика.
· Лиханов А. Мой генерал.
· Железников В. Каждый мечтает о собаке.

Мальчики и девочки

 

 

В 10 лет мир мальчиков и девочек становится уже очень разным – в каждом угадывается будущая предназначенность. Как важно понять, что требует от тебя природа, и что хочет от тебя общество, какие качества испокон века считаются истинно мужскими или женскими… Эти книги дадут вам пищу для размышлений и наблюдений.

Совет: читайте не только про себя, но и про героев «противоположного лагеря» – ведь нужно научиться понимать друг друга!

 

Девочки

· Будогосская Л. Повесть о рыжей девочке.
· Бернет Ф. Маленькая принцесса. Таинственный сад.
· Верейская Е. Три девочки.
· Койн И. Девочка, с которой детям не разрешалось водиться.
· Иванов С. Ольга Яковлева.
· Портер Э. Поллиана.
· Литтл Дж. Неуклюжая Анна.
· Сойер Р. Роликовые коньки.
· Осеева В. Динка.
· Яковлев Ю. Девочка, хочешь сниматься в кино?
· Чарская Л. Сибирочка. Записки институтки.
· Давыдычев Л. Лелишна из третьего подъезда.

 

Мальчики

· Гюго В. Гаврош.
· Мало Г. Без семьи.
· Линдгрен А. Расмус-бродяга.
· Коринец Ю. Володины братья.
· Катаев В. Сын полка.
· Кассиль Л. Черемыш – брат героя.
· Гайдар А. Тимур и его команда.
· Железников В. Жизнь и приключения чудака.
· Воскобойников В. Все будет в порядке!
· Марриет Ф. Маленький дикарь.
· Ибрагимбеков М. Пусть он останется с нами.
· Нестлингер К. Мыслитель действует.
· Рыбаков А. Кортик.

 

Выбери себе приключение

 

Время детской комнаты и детской площадки закончилось! Впереди большой мир, который надо осваивать. Сколько тайн и приключений ждет в нем! Примерься к приключениям!

 

· В стране легенд.
· Майн Рид Т. Морской волчонок.
· Сетон-Томпсон Э. Маленькие дикари.
· Гайдар А. На графских развалинах.
· Кестнер Э. Эмиль и сыщики.
· Линдгрен А. Приключения Калле Блюмквиста.
· Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
· Булычев К. Тайна третьей планеты. Сто лет тому вперед.

 

Новые и старые сказки о главном

 

Наверное, вы думаете, что сказки в вашей жизни – пройденный этап. Кто же в 10 лет верит в волшебные палочки?

Но не спешите расставаться со сказками! Да, сказки любят фантазировать, но о самом главном всегда говорят только правду! А еще они умеют расти вместе с человеком. Мы и предлагаем вам такие «подросшие» сказки:

 



  • Уайльд О. Мальчик-звезда.
  • Грэм К. Ветер в ивах.
  • Линдгрен А. Мио, мой Мио! Ронья – дочь разбойника.
  • Кнорре Ф. Капитан Крокус.
  • Каверин В. Немухинские музыканты. Легкие шаги. Летающий мальчик.
  • Прокофьева С. Лоскутик и облачко. Глазастик и ключ-невидимка.
  • Токмакова И. И настанет светлое утро.
  • Крапивин В. Летящие сказки.
  • Носов Н. Незнайка на Луне.
  • Толкин Д.Р. Хоббит, или туда и обратно.
  • Даррелл Д. Говорящий сверток.
  • Синклер Э. Гномобиль.
  • Уайт Э.Б. Паутинка Шарлотты.
  • Энде М. Бесконечная книга.
  • Янсон Т. Волшебная зима. Опасное лето. Дитя-невидимка.
  • Крюс Д. Тим Талер, или проданный смех.

 

Зверсовет


 

Какой бесконечно разнообразный и интересный мир вокруг нас! Сколько в нем удивительных существ таких отличных от нас и таких, иногда, до странности на нас похожих. Эти книги дадут вам возможность заглянуть в их мир, понять и полюбить.




  • Кервуд Д.О. Бродяги севера.
  • Сетон-Томпсон Э. Животные-герои.
  • Фаллада Г. Фридолин – нахальный барсучок.
  • Зальтен Ф. Бемби.
  • Куприн А. Ю-Ю и другие рассказы
  • Перовская О. Ребята и зверята.
  • Чаплина В. Питомцы зоопарка.
  • Грабовский Я. Рекся и Пуцек.
  • Скребицкий Г. Друзья моего детства.
  • Снегирев Г. Чудесная лодка.
  • Коваль Ю. Алый. Шамайка.
  • Пеннак Д. Собака Пес. Глаз волка.


Хохотания

Любые проблемы не так велики и страшны, когда рассмеешься им в лицо. Смейтесь – и будете правы!


  • Кромптон Р. Этот Вильям.
  • Хагерюп К. Маркус и Сигмунд и др.
  • Некрасов В. Приключения капитана Врунгеля.
  • Носов Н. Мишкина каша и др. рассказы.
  • Нестайко В. Тореадоры из Васюковки.
  • Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Мы все из Бюллербю.
  • Давыдычев Л. Руки вверх, или враг № 1.
  • Коваль Ю. Приключения Васи Куролесова.
  • Остер Г. Сказка с подробностями.
  • Пивоварова Ю. Рассказы Люськи Синицыной.
  • Сотник Ю. Архимед Вовки Грушина.

Возврат к списку

К началу страницы