454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

«…Для нас- это самые обычные дети...»

«…Для нас - это самые обычные дети, с которыми нужно почитать хорошую книгу, поделиться всем, что мы знаем…»

Сотрудничество детской библиотеки №5 МКУК ЦСДБ г. Челябинска с Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) №83 г. Челябинска»

Работа с этой категорией читателей в детских библиотеках Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек» города Челябинска ведётся в тесном контакте со специалистами, занимающимися лечением, воспитанием и обучением детей с особенностями здоровья. Практически у каждой детской библиотеки есть совместные планы работы со специализированными лечебными и учебными заведениями, учреждениями социального обслуживания, общественными объединениями.

Но нашей детской библиотеке № 5, пожалуй, принадлежит приоритет в работе с особыми детьми, мы начали ее одни из первых в Централизованной системе детских библиотек.

Со специализированной школой № 83 (МБОУ С(К)ОШ №83 г. Челябинска), в которой обучаются дети с проблемами умственного развития и в которой двенадцатилетнее обучение, мы сотрудничаем не один десяток лет, со дня переезда в 1970-е годы прошлого столетия этой школы в поселок Автоматно - механического завода г. Челябинска. Были времена, когда от случая к случаю проводились отдельные мероприятия в школе, затем какое-то время учащиеся этой школы один раз в неделю приходили на мероприятия в библиотеку. Но последние 15 лет мы являемся социальными партнерами и работаем на основе договора о совместной деятельности, и приложением к договору является ежеквартальный план совместной работы.

Большим достижением является то, что последние три года в школьном расписании выделены два специальных библиотечных дня, когда в школу приходит сотрудник детской библиотеки №5 и в течение всего учебного дня проводит библиотечные уроки. Началось все с того, что в январе 2017 года сотрудники библиотеки предложили администрации школы новый формат сотрудничества: ввести для обучающихся этой школы 2 библиотечных дня в неделю. Администрация школы с восторгом приняла наше предложение, и в расписании уроков появились Библиоуроки. Один день библиотекарь работает с учащимися начальной школы, а второй день отдан библиотечным мероприятиям с учениками 5-х – 12-х классов. Все это позволяет говорить о растущем авторитете библиотеки и признании эффективности ее работы. Библиотеке же такая встроенность в учебный процесс дает возможность планировать системные влияния на развитие своих особенных читателей. Наши занятия проходят в рамках «Дополнительного общеобразовательного общеразвивающего образования».

Специально для МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 83 сотрудниками библиотеки разработана программа «Мир вокруг нас». Отвечает за работу по программе Елена Анатольевна Воронкова. Она прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения» и получила удостоверение о повышении квалификации. Еженедельные библиотечные мероприятия, разработанные с учётом возможностей и особенностей ребят, дополняют учебную деятельность, способствуют развитию социальных навыков и коммуникативных способностей. Через литературные произведения в игровой форме воспитывается культура поведения в обществе, в среде сверстников.

Программа состоит из следующих разделов:

- Литературный календарь (продвижение книги и чтения через утренники, литературные игры и викторины, посвященные жизни и творчеству писателей – юбиляров);

- Экологическое воспитание (знакомство с животным и растительным миром через виртуальные путешествия по заповедным уголкам, познавательно – игровые и информационные часы);

- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание (беседы, часы мужества, Дни памяти, мероприятия, посвященные календарным памятным датам и праздникам, и т.д.)

В ходе работы по программе, ребята путешествуют по «Заповедным местам Южного Урала», знакомятся с историей родного края и города Челябинска. Мы говорим с ними о безопасном поведении, о здоровом образе жизни. Например, во время мероприятия «Жизнь стоит того, чтобы жить!», что проходит под девизом «Здоровье – это еще не всё, Но всё ничто без здоровья», высказывание Сократа стало поводом для диалога с подростками о здоровье, о вредных привычках, здоровом образе жизни и здоровом питании, о современных гаджетах и многом другом. На наших занятиях дети получают знания об окружающем мире, истории страны и родного края, ученых и исследователях, знакомятся с журналами для детей и творчеством детских писателей. Вместе с нами они принимают участие в международных, региональных акциях по продвижению книги и чтения. Такая статистика: за 2018-2019 учебный год (с сентября 2018 года по май 2019 года) было проведено 221 занятие. В июне работа продолжается уже с летним городским лагерем «Радуга» этой школы.

В работе с этой группой читателей нами используются разные формы библиотечной работы: беседы, громкие чтения, обзоры, утренники – портреты, устные журналы, уроки мужества, виртуальные путешествия, литературные игры, викторины и другие интерактивные формы. В каждом занятии сочетаются разные виды деятельности: освоение теоретического материала, игровые элементы для его закрепления, либо выполнение творческого задания. К каждому занятию обязательно готовится электронная презентация, видеоролики или другой наглядный материал. Так ребята лучше усваивают тему занятия. Удержать внимание наших особых детей непросто, здесь библиотекарь должен хорошо чувствовать аудиторию, уметь быстро перестраиваться в процессе занятия и всегда иметь в запасе интересный или неожиданный вопрос по теме мероприятия, который призовет детей к диалогу; либо удивительные факты, интересное видео, мультфильм.

Этот эксперимент удался и дает положительные результаты. По мнению учителей, библиотечные занятия способствуют познавательной активности ребят, пробуждают их интерес к учебе, формируют исследовательские умения. Педагоги отметили, что дети стали читать не только художественную литературу, но и проявляют интерес к научно – популярной литературе, к словарям. На уроках они уже могут работать самостоятельно с книгой, учатся сосредотачиваться на том, что читают, частично могут проанализировать прочитанную информацию. Улучшились коммуникативные навыки ребят: они стараются высказывать свое мнение и обосновывать его, отстаивают свою точку зрения. Вот мнение педагога Каримы Нигаматовны Хуснутдиновой: «Для ведения коррекционной работы необходимы различные формы сетевого взаимодействия, одной из которых и являются библиотечные часы, проводимые сотрудниками детской библиотеки№5. Дети с ОВЗ – это особая категория обучающихся, которая требует тщательной подготовки любого преподносимого материала. Сотрудники библиотеки с этим прекрасно справляются: создаются презентации, подбирается интересный материал, которые легко воспринимаются детьми, они доступны, красочны и понятны, что позволяет давать достаточно трудный материал детям с умственной отсталостью. После проведения библиотечных уроков, у детей возникают интерес к той или иной теме».

Есть в этой школе и совсем особенные классы – три класса типа «класс-комплект», где обучаются дети с умеренной и выраженной умственной отсталостью II варианта. Это практически необучаемые дети. Некоторым из них уже по 18 лет. Сотрудникам библиотеки приходится осваивать особенности работы и с такими детьми. Здесь все занятия проводятся в игровой форме, со сказками и литературными произведениями знакомим ребят через громкое чтение, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству учим делать самые простейшие поделки и аппликации. Приходится учитывать индивидуальную реакцию ребят на предметы, звуки, мультфильмы и т.д. Готовясь к занятиям в этих классах, тщательнее подбирается и адаптируется тема, наглядный материал, мультимедийные ресурсы.

Кроме групповых занятий по программе «Мир вокруг нас», с отдельными учениками ведется индивидуальная работа. Сотрудники библиотеки привлекают ребят к участию в детских творческих конкурсах. Так, в апреле 2019 года Анна С. со стихотворением Сергея Михалкова «Запомни» прошла отборочный тур конкурса чтецов «Стихов, рядовых и бессмертных, полки», посвященный Дню Победы. Это совместный проект МБУК «Центра историко - культурного наследия г. Челябинска» и МКУК ЦСДБ г. Челябинска при поддержке Управления культуры Администрации города Челябинска в рамках II Городского фестиваля «Весна Победы». По итогам отборочного тура Аня получила сертификат участника и призы. В мае 2019 года Михаил П., Арина Ч. и Александр Л. участвовали в Конкурсе художественного чтения произведений венгерских авторов. Организаторами конкурса были Почетное Консульство Венгрии в Челябинске и наша Централизованная система детских библиотек. Ребята выступили отлично и получили заслуженные дипломы участников конкурса, а Александр Л. занял третье место. Ученики третьего класса под руководством классного руководителя Е. К. Устименко и библиотекаря Е. А. Воронковой участвовали в конкурсе рисунков «Великая Победа», организованном журналом «Наш Филиппок». В редакцию журнала отправили 5 лучших детских работ. Для всех этих ребят участие и победа в творческих конкурсах – это большой труд и огромное достижение.

Стало уже традицией, что сотрудники библиотеки принимают активное участие в подготовке детей к специализированным творческим конкурсам, которые проводятся в Челябинске для обучающихся образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья «В гостях у сказки» и «Юные краеведы». Приятно отметить, что команда наших партнеров занимает призовые места.

Хочется отметить большую заинтересованность педагогов школы в нашей совместной работе. Большинство педагогов стали постоянными и активными пользователями детской библиотеки № 5, берут книги для своих учеников и читают их вслух на уроках литературного чтения. Сотрудники библиотеки всегда оказывают методическую помощь педагогам при подготовке к открытым урокам.

Можно приводить много примеров из нашей совместной работы с МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 83, но хочется сказать главное: для нас (сотрудников библиотеки) - это самые обычные дети и наше повышенное внимание к ним связано с желанием доступными нам средствами возвращать им полноту жизни, на которую имеет право каждый ребенок. Конечно, работать с ними трудно, эта работа требует больших душевных, эмоциональных затрат, но когда после занятия они искренне благодарят за беседу, игру, внимание к ним, и мы видим, что им интересны и необходимы наши занятия, то хочется работать дальше.

Нечаева Наталья Васильевна, заведующая детской библиотекой № 5 МКУК ЦСДБ г. Челябинска


Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru