Проект «Челябинск читает детям» вновь собрал любителей чтения - во всех детских библиотеках нашего города прошёл Единый день чтения произведений народов и авторов Южного Урала. В этот раз он был посвящён дню рождения Челябинской области.
В Едином дне чтения приняли участие читатели детских библиотек и их родители, воспитанники детских садов, учащиеся начальных классов, ребята из групп продлённого дня школ, с которыми библиотеки сотрудничают. И сами библиотекари, и активные читатели, и волонтёры-старшеклассники, и воспитатели детских садов, и учителя начальных классов читали ребятам вслух.
В этот день в рамках Единого дня чтения для детей прошли виртуальное путешествие «Краеведческая мозаика», краеведческий час «Места родные, заповедные!», путешествие по Ильменскому заповеднику - кладовой уральских самоцветов, познавательное занятие «С верблюжонком по Челябинской области» и другие мероприятия.
Весь день дети и взрослые читали друг другу легенды из сборников «Жил-был Седой Урал» и «Легенды Южного Урала», участники познакомились с легендой-сказкой «Сказка о Семигоре и его дочке Настеньке и Иване Беглом». Ребятам понравилась загадочная и красивая легенда о «Голубом зеркале Семигора» — привлекло их внимание то, что она про озеро Чебаркуль, а многие там бывали на каникулах. Прочитали легенду южноуральской сказительницы Серафимы Власовой «Агидель», сказку «Заяц-слуга». Узнали, какие сокровища хранит Каменный Великан, почему тагильский лак назвали хрустальным, что за Чудо-камень нашел Миклуша.
Под звуки курая ребята слушали башкирские сказки и легенды из сборника «Сказки из старинной шкатулки». Дети с интересом рассматривали иллюстрации с башкирскими костюмами и блюдами национальной кухни в книге «Волшебная утка». Читали вслух башкирскую народную сказку «Храбрый петушок» из неё. Также прочитали удмуртскую сказку «Дом кота», татарские народные сказки «Два петуха», «Три сестры». Чувашскую народную сказку «Почему сосна и ель вечнозелёные» читали с элементами театрализации и отметили, что главную героиню — птичку - всем стало очень жаль, а гордые деревья, не пожелавшие дать приют пташке, никому не понравились. Очень впечатлил ребят сборник «Мудрый филин». Они с удовольствием слушали и обсуждали поучительные и добрые сказки из этой книги. Ребята младшего возраста с интересом познакомились с произведениями из сборника «Сказки, сказки, сказки…» Е. Гребневой. Особое внимание привлекла сказка «Про Богатыря Уральского и его жену заботливую». Важно отметить, что многие сказки этого сборника публикуются впервые, что делает их чтение особенно интересным и уникальным опытом.
Читали «Сказ о дедушке Слышко» Павла Бажова, узнали много новых слов из него. Прежде чем познакомиться с текстом сказа П. П. Бажова «Чугунная бабушка», ребята группы продлённого дня совершили виртуальную экскурсию в город Касли, на родину производства неповторимого каслинского литья. Познакомились с биографией главного героя. Это художник-самоучка из рабочих литейщиков Василий Фёдорович Торокин. С историей создания скульптуры «Старуха с прялкой», так ловко описанной в сказе Бажова. Ребята задумались над последними строками сказа: «Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то». Порассуждали: почему эти слова напечатаны на памятнике, установленном на могиле писателя в Екатеринбурге.
Послушали «Легенду о Таганае и сыновьях его» Юрия Подкорытова. Также ребята познакомились и со «Сказками о ремесле» этого же автора, которые рассказывают о главной ценности нашего края — мастерах, создающих настоящие чудеса из самоцветов, добытых в горах. Узнали поэтичную, сказочную историю о природе, о приходе весны из книги «Скворец Серебряное Горлышко».
Для подростков был подготовлен увлекательный рассказ о происхождении озера Зюраткуль — «Сказ о драконе Зурате и жителях древнего города» из книги «Сказы Южного Урала» И.В. Рябова. Эта легенда позволила юным слушателям погрузиться в историю родного края и узнать больше о его мифах и преданиях. Во время занятий звучали стихи, короткие сказки и загадки детских писателей Челябинской области, посвященные красоте нашей природы. Ребята узнали много интересного о природных богатствах нашего края: реках, озёрах, лесах и самоцветах.
Также ребята услышали о народах, которые живут на территории Челябинской области, об их обычаях и легендах. О том, что на Южном Урале проживают представители более 130 национальностей. Библиотекари познакомили детей с бытом, культурой и традициями башкирского и татарского народов, издавна проживающих на территории Южного Урала, поиграли в народную игру «Тюбетейка». Дети узнали об особенностях жизни удмуртского народа, их обычаях, предпочтениях в еде. Ребята поиграли в игру-викторину «Сказки из бабушкиного сундука» по удмуртским народным сказкам, мифам и легендам. Завершилось мероприятие народной удмуртской игрой «Узы-боры бичасько». Также ребята подробнее познакомились с чувашским народом. Дети узнали, где проживают чуваши в Челябинской области, поговорили о традиционных занятиях и блюдах, увидели их национальную одежду. Говоря об истории создания Ильменского заповедника, ребята внимательно рассмотрели коллекцию камней и самоцветов, привезённую из него. С ребятами беседовали о разных городах южноуральской земли, достопримечательностях каждого города, показывали красивые фотографии удивительной природы родного края и провели викторину «Я знаю свой край».
Родители и дети приняли участие в настольной краеведческой игре «Дубль ЧЕ», основанной на игре «Доббль». В игровой форме познакомились с историей, географией, достопримечательностями, известными людьми города Челябинска и Челябинской области. Ребята узнали, как выглядит логотип национального парка «Зюраткуль» и где он находится. О том, что на территории Южного Урала расположены многочисленные месторождения рудного и россыпного золота. Почему на гербе г. Челябинска и Челябинской области изображен верблюд и что он символизирует. А ещё школьники сделали поделки, посвященные природе родного края.
Читая легенды и сказки народов Южного Урала, дети пришли к выводу, что храбрость и смекалка всегда вознаграждаются по заслугам, а жадность и зависть высмеиваются и порицаются. Ребята проявили любознательность, уважение народных традиций и обычаев и желание узнавать новое. Такие мероприятия помогают детям лучше узнать историю и культуру своего региона, развивают их воображение и любовь к природе. Они также способствуют формированию у детей уважения к культурному наследию и традициям своего народа.