Первые литературные открытия малыш совершает вместе с вами, дорогие взрослые. Если Вы уже по сто раз сыграли с малышом в «ладушки», «сороку», «по кочкам» и чувствуете, что исчерпали свой затейный репертуар – пора взяться за книжки! Желаем радостных минут общения с малышом!
Книжки-картинки – первое, что нужно крохе-читателю. Плотный картон с яркими крупными рисунками, отливающими глянцем… Такие книги приятно трогать, нюхать, они радуют глаз, их можно даже погрызть немножко!
Хороши они и тем, что дают простор для импровизации. «Проговаривая» малышу картинку, мы можем включать в свой рассказ впечатления, ассоциации, факты из жизни нашего ребенка.
Советуем:
Чарушин Е. Большие и маленькие.
Чарушин Е. Про белочек, зайчат и веселых медвежат.
Картинки в этих книжках такие объемные, так тщательно и «аппетитно» выписана фактура меха или оперения, что их хочется потрогать! Прекрасно передает художник «детское» в звериных малышах, в их позах, мимике, пластике.
Предлагаем серию зарубежных рисованных книжек «Малыши» издательства«Махаон». Советуем книжки-картинки серии «Планета детства» издательства«Малыш», например: Сутеев В. Про утенка. Под грибом.
Это уже сюжетные книжки-картинки и «читать» их лучше месяцев с девяти-десяти. Рисунки здесь полны движения, действия, юмора, их понимание требует определенного эмоционального багажа.
Кроха – страстный любитель ритма и музыки. Это полезное следствие нашего баюканья и укачивания малыша. Поэтому стихотворная книжка очень легко включаема в общение с малышом. Выбор здесь велик.
Советуем начать с детского фольклора: русских потешек, пестушек, прибауток; с книжек-игрушек, подобных «Ладушкам», «Гуленькам», «Потягушечкам – порастушечкам» издательства «Малыш».
Яркая, выразительная русская речь, звонкая звукопись, упругая ритмичность, обыгрывание самых типичных и устойчивых ситуаций младенчества – вот преимущества этих книжек. Очень близки к детскому фольклору стихи Ирины Токмаковой из сборников «Поиграем» и «Крошка Вилли-Винки».
Ритмичные, легкие, музыкальные, эти стихи дают возможность сопровождения жизни малыша в самых разных ситуациях: пробуждении, купании, кормлении, играх, прогулках, засыпании и т.д.
Предлагаем также обязательно попробовать почитать малышу месяцев в восемь нестареющий цикл стихов Агнии Барто «Игрушки». Стихи этого цикла позволяют подняться на новый уровень в общении малыша с игрушками – на уровень выстраивания отношений.
Эмоциональный мир малыша расширяется на первых порах, благодаря усвоению многообразия интонаций речи, разнообразия значений мимики и жестов. Проигрывание простых книжных сюжетов активно работает на обогащение эмоционального опыта крохи. Для домашнего «театра одного актёра» советуем, прежде всего, русские народные сказки:
«Репка» (в любом иллюстрированном издании). Одна и та же ситуация проигрывается здесь много раз с определенным приращением в сюжете. Это дает возможность проиграть с малышом каждого нового персонажа, появляющегося «на сцене» - показать его голосом, жестами, мимикой. Получится целый спектакль!
«Курочка Ряба» (в любом издании). В этом «спектакле» уже может принимать участие сам малыш, изображая «бил-бил», показывая, как «упало» и «разбилось» яичко, как горюют дед с бабой. Все это очень увлекает ребенка, превращаясь в желаемую игру.
Рекомендуем также стихотворную сказку Самуила Маршака «Сказка о глупом мышонке». Целая галерея героев, каждый со своим голосом и характером. Все «роли» построены на звукоподражании, что очень нравится малышу. Эмоциональная окраска сказки тоже вполне понятна крохе.
Постарайтесь прочесть со своими дошколятами
все книги из этого небольшого списка.
Балинт А. Гном-гномыч и Изюминка.
Вангели С. Гугуце – капитан корабля.
Катаев В. Цветик-семицветик.
Киплинг Р. Маленькие сказки.
Козлов С. Мама для мамонтенка.
Павлова Н. Не видели – увидим.
Пантелеев А. Буква «ТЫ». Фенька.
Рауд Э. Сипсик.
Прокофьева С. Сказки про Машу.
Чарушин Е. Никита и его друзья.
Чуковский К. Доктор Айболит.