454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

Книжный путь (новинки)

Прокладывать путь в книжном мире сейчас не самое лёгкое дело. Книжный мир огромный и многогранный: и вверх, и вниз, и в ширину, и в глубину. Путешествовать здесь можно по-разному. Можно, как поэт Марина Бородицкая: «Я по книжным полкам, как по рекам, с удочкой сплавляюсь и сачком». Такой сплав – дело сладостное, но требует много времени и хорошего книжного чутья, чтобы «добыча» оказалась достойной.

Можно ускориться и помочь себе разными навигаторами и маячками, их сейчас множество – на любой вкус и цвет! Есть гиганты вроде GPS – это каталоги типа «1000 самых важных книг, которые нужно прочитать до 20 лет» или «100 лучших новых книг» и т.д. Есть навигаторы более компактные и демократичные: странички на сайтах издательств (таких как, например, «Самокат», «КомпасГид», «Розовый жираф» и др.), читательские и авторские блоги, библиографические указатели.

Наш библиографический «маячок» в этой шеренге совсем маленький – видимость в пределах 30 книг, но свет у него активный, ровный и вполне может пригодиться, чтобы построить свой маршрут среди новинок литературы для подростков.

Индустрия потребления научилась подхлёстывать нас словами «новый», «новинка», и вот уже одежду и обувь прошлых сезонов снимают с полок, отдают на уценку… К счастью, с книгами всё не так: здесь новое никогда не отменяет старое, и даже, наоборот, иногда старое становится ажиотажно интересным и актуальным.

Новое, конечно, всё равно имеет над нами большую власть, потому что это всегда обещание НЕБЫВАЛОГО!

У нас 30 «обещаний», 30 надежд – сбудутся ли? Это уж кому какое счастье!

  1. Наринэ Абгарян. «Манюня»
  2. Марина Аромштам. «Легенда об Ураульфе, или Три части Белого»
  3. Марина Аромштам. «Мохнатый ребёнок: истории о людях и животных»
  4. Ая эН. «Библия в SMSках»
  5. Ая эН. «Мутангелы. Уровень ПИ»
  6. Евгения Басова. «Уезжающие и остающиеся»
  7. Евгения Басова. «Подросток Ашим»
  8. Эдуард Веркин. «Герда»
  9. Эдуард Веркин. «Через сто лет»
  10. Эдуард Веркин. «Чяп»
  11. Дарья Вильке. «Между ангелом и волком»
  12. Дарья Вильке. «Мусорщик»
  13. Станислав Востоков. «Зимняя дверь»
  14. Станислав Востоков. «Стражи беспорядка»
  15. Ольга Громова. «Сахарный ребёнок»
  16. Нина Дашевская. «Около музыки»
  17. Ксения Драгунская. «Большая Меховая Папа»
  18. Наталья Евдокимова. «Конец света»
  19. Наталья Евдокимова. «Лето пахнет солью»
  20. Андрей Жвалевский. «52-е февраля»
  21. Андрей Жвалевский. «Я хочу в школу!»
  22. Ольга Колпакова. «Луч широкой стороной»
  23. Ирина Краева. «Баба Яга пишет»
  24. Андрей Кутерницкий. «Госпожа Странная Мысль»
  25. Андрей Кутерницкий. «Лилечка»
  26. Анастасия Малейко. «Моя мама любит художника»
  27. Тамара Михеева. «Дети дельфинов»
  28. Николай Назаркин. «Мандариновые острова»
  29. Анна Никольская. «В самолёте со страусом»
  30. Олег Раин. «Слева от солнца»
  31. Авторы в Интернете

Счастливо «протропить» свой книжный путь!

Сафонова Н. К., кандидат педагогических наук, главный библиотекарь по научно-методической работе МКУК «Централизованная система детских библиотек» города Челябинска.



1. Абгарян, Наринэ Юрьевна. Манюня / Наринэ Абгарян ; ил. Е. Станиковой. – М. : АСТ ; СПб. : Астрель-СПб; Владимир : ВКТ, 2010. – 318 с. : ил., портр.

У этой книги (теперь уже серии книг!) – яркая обложка. И сама книга тоже яркая и солнечная, потому что она написана «южным» человеком: Наринэ Абгарян родом из Армении, из маленького городка Берд. Собственно, повествование и ведётся от лица автора, только не автора-взрослого, а того, каким она была в свои 7–10 лет – от лица тонконогой и быстроглазой девочки Наринэ.

Почему же книга называется не «Наринэ», а «Манюня»? Потому что это повесть-воспоминание о детстве, а вспоминая детство, мы всегда вспоминаем самое яркое, сильное, значительное, что с нами в нём случилось. У Наринэ «случилась» дружба с Манюней, удивительной девчонкой, которая обладает потрясающей способностью любое, самое рядовое событие превращать в супер-приключение!

В книге много смешного до колик, но есть и лирические, и грустные страницы – светло грустные! Вот как, например, открывается ребёнку душевная боль: «Оказывается, и маленьким девочкам иногда бывает очень больно на душе. Эта боль не идет ни в какое сравнение с болью физической. Эту внезапную боль, словно тёмную страшную жижу, нужно нести в себе тихо-тихо и под ноги обязательно смотреть, чтобы не оступиться. И ты бредёшь слепым котёнком сквозь темноту, потом останавливаешься, прислушиваешься к себе – болит? Болит, отзывается душа».

Встретится вам в книге много интересных подробностей детства тех времён и в тех благословенных краях! Знаете ли вы, например, чем таким особенным отличаются бердские ослы, а что такое «тумбаны», а какое удивительное «непромышленное» применение гудрону находили дети той поры, в какие игры они играли без «мобил» и «компов», чем заполняли свои дни?

Это тёплая и вкусная книга, летнее солнце льётся с её страниц, дразнит аромат золотого абрикосового джема и жареного миндаля, и зовут задорные, беспечные голоса ребят – выходи гулять!

Отзывы читателей:

«Я недавно прочитала вместе с мамой замечательную книгу Наринэ Абгарян «Всё о Манюне». А это так здорово – читать вместе! Читая, мама не переставала повторять: «Как это мне знакомо, как это похоже на моё детство!» (Матильда Рутар, 11 лет)

«Смех от души. Искренне переживаешь за девочек, радуешься за них. …Сплошной позитив!»

«Книга – лекарство от плохого настроения…»



2. Аромштам, Марина Семёновна. Легенда об Ураульфе, или Три части Белого / Марина Аромштам. – М. : КомпасГид, 2011. – 458 с.

Книга написана в жанре фэнтези. Знатоки жанра считают «Легенду…» совершенно уникальной по своему сюжету. Автором выстроен невероятный мир: люди Долины населяют Лосиный остров; когда-то единый народ горы Коздак разделился на жестокое племя людоедов – макабредов, живущих в пещерах, и народ Вершины – горынов, поклоняющихся Белому Дереву Начала Времён; от посторонних глаз скрыт Лунный лес с таинственными лунными женщинами, у которых серебристая кожа и золотые глаза, а вместо сердца жар-птичка. Есть ещё мифический народ – кейрэки, ушедшие далеко на север. Вождь кейрэков Ураульф умеет смотреть на Белое и разговаривать с ветрами.

Абсолютно разные миры тесно связаны между собой, зависят друг от друга. Поступки обитателей одного мира могут вызвать неожиданные, порой губительные последствия для обитателей другого. В каждом мире есть нечто сокровенное, к чему нельзя прикасаться, нельзя разрушать, чтобы не утратить смысл жизни и не уничтожить жизнь вообще. Переменить ход событий можно только всем вместе, объединив усилия.

Мыслителям подросткового возраста будет над чем поломать голову. Чью сторону принять в философском споре макабреда и горына?

«– Зло, вопреки себе, порождает добро. Чёрное и белое по отдельности не существуют. Это закон равновесия.

– Но это учение макабредов! А мы считаем, что Белое умножается белым!»

И таких поводов для размышления в книге ещё очень много!

В книге, в соответствии с жанром, действуют сказочные и фантастические герои. Об одном из них хочется сказать особо – это лекарь Крутиклус. Этот персонаж, заседающий в Совете Лосиного острова, до невозможности реален своим умением всё извратить, оболгать, заболтать, своей жадностью, лицемерием, хитростью, даже умением виртуозно принимать взятки. Образ, воплощающий совсем не сказочное зло, получился настолько убедительным и ярким, что, видимо, разгневал самого автора. Что автор сделала со злодеем – узнаете сами.

А искренние, мужественные, бескорыстные, умеющие любить и видеть истинную красоту герои продолжат «умножать Белое».

«Легенда об Ураульфе» – очень доброе и светлое произведение. Тем не менее, читать его, наверное, стоит не раньше 14 лет и через пару лет обязательно вернуться, перечитать, чтобы в полной мере понять всё, о чём автор хотел поговорить с вами.



3. Аромштам, Марина Семёновна. Мохнатый ребёнок : истории о людях и животных : повесть в рассказах / Марина Аромштам ; ил. Маргариты Журавлёвой. – 2-е изд. – М. : КомпасГид, 2011. – 207 с. : ил.

В 2009 году книга вошла в шорт-лист премии «Заветная мечта», а в 2011 – в лонг-лист премии «Чеховский дар».

Марина Аромштам – автор популярных книг по воспитанию детей. После издания книги «Мохнатый ребёнок» её можно также считать автором популярной книги по воспитанию людей домашними любимцами.

Книга начинается фразой «Когда мама была маленькой, её звали Ринка, и ей не разрешали заводить дома животных». Вот такая драма, которую в детстве переживают многие.

Ринка пытается найти выход своей большой любви к живым существам. В её доме появляются то щенок Мухтар, то рак по имени Гоша, то черепашонок Тимофей. Понятно, если каждое существо сразу получает имя, оно становится не просто животным, а другом и даже родственником. В этот момент ринкино «счастье было так велико, что затягивало в свою воронку всех окружающих». Даже несговорчивая мама отступала под напором любви, правда, ненадолго. Ультиматум «Я или он!» предъявлялся быстро, и у Ринки не было выбора. Правда, маму она пыталась понять, и уж точно не держала на неё зла.

Горький детский опыт потерь привёл к тому, что в семье выросшей Ринки любовь к животным была безусловной и всепоглощающей. Даже выбор мужа был сделан после того, как будущий папа её сыновей помог Ринке спасти лягушат. Это одна из самых смешных историй в книге. Вообще вторая часть «Как мама, папа, Костик и Гришка жили без собаки» – это истории с совершенно другим настроением, больше весёлым, чем грустным. Семья пытается найти общий предмет обожания. Единогласия здесь нет, приветствуются самые неожиданные биологические интересы. Например, Гришкина любовь к насекомым, паукам «и прочей хладнокровной и хитиновой живности».

Некоторое время в доме жила крыса по имени Крыса. Её полюбил даже папа. Крысе «достались все чувства, которые раньше пропадали без дела. Однако по общему молчаливому признанию, Крыса считалась зверьком Костика». Семье ещё предстояло пережить присутствие аквариума с ящерицами и нашествие кормовых тараканов, прежде чем в доме появился он, ТОТ САМЫЙ котёнок, любовь, центр притяжения и предмет обожания всех членов семьи.

Котёнку Марсику посвящена большая часть историй в книге, ведь о большой любви в двух словах не расскажешь. Читать истории о Марсике – сплошное удовольствие. А замечательная фраза «кошка – тот же человек, только обросший шубой», наверняка останется в памяти как абсолютно точная мысль.

Читая книгу, вы получите не только удовольствие от хорошей художественной литературы, но и попутно приобретёте множество интересных сведений о натуралистах, учёных, исследователях. Ведь Ринка чувствует себя то как Джой Адамсон, то как Вера Чаплина. Ей знакомы имена Джейн Гудолл и Сетона-Томпсона, не говоря уже о Чарльзе Дарвине, теорию которого популярно и с юмором излагает повзрослевшая Ринка.

К тому же автор делится ценными сведениями о методах ухода за разными домашними животными, например, вы узнаете, как вылечить черепашку от авитаминоза и научиться делать уколы туда, «что можно условно считать черепашьей попкой, – в мягкое место рядом с хвостиком». Ведь Ринка ещё в детстве поняла, что любовь к животным – это не просто умиление и бесконечные охи-ахи. Это ещё и умение преодолеть страх и прийти на помощь своему питомцу.

У книги есть ещё одно замечательное свойство: она может вызвать желание взяться за перо и написать хотя бы небольшой рассказик, посвящённый своему любимцу. Ну что ж, дерзайте! Недаром среди различных наград, которыми отмечена книга, есть особая – знак «Нравится детям Ленинградской области».



4. Ая эН. Библия в SMSках : [роман] / Ая эН ; [худож. В. Калныньш]. – Москва : Время, 2012. – 303 с. : ил. – (Самое время!).

Библия в SMS? Почему бы и нет, каких только сейчас изданий Библии не бывает: и в иллюстрациях, и комиксах, и звуковая; почему бы не быть в SMS…

И выглядит это так:

«– Скотов и гадов Б. сотворил ближе к концу рабочей недели.
– После птиц?
– Да!
– Устал что ли Б.? Был не в настроении?
– Так ему птицы, небось, стали на голову гадить – он и…»

Ну как? Не слабо? И как это Аю Эн ещё не притянули «за оскорбление чувств верующих»? Хотя возмущённые отклики, конечно, были: «обидно за фамильярность», «одно только искажение», «дешёвые ходы», «довольно неприятное ощущение» и т.д.

Зато подростки своим голосованием вывели книгу на второе место во Всероссийском конкурсе «Книгуру», сезона 2010–11 годов. Книга оказалась рекордсменом по количеству обсуждений на сайте «Книгуру» и в социальных сетях (при желании можно почитать).

Сюжетная канва истории. Богатая пожилая дама Виктория Игнатьевна (Вигнатя в просторечии), охваченная праведным гневом по поводу несовершенства современного мира и молодого поколения, ставит ультиматум своим внукам: или они продемонстрируют знание и понимание Библии, или она всё своё немалое состояние отпишет какому-нибудь «сиротинушке».

И приходится бедной 13-летней москвичке Евке, которая «вообще не любит читать, то есть, «любит читать комиксы, и ещё гороскопы, ещё всякие приколы» – ей приходится взяться за Библию. Поскольку дело это для неё явно неподъёмное, её взрослый, но молодой (за двадцать) двоюродный брат Макс берётся изложить ей Библию через SMS-связь.

А в промежутках между эсэмэсками происходит такая разная, очень непростая жизнь. Евка случайно знакомится с настоящим «сиротинушкой» Селимом и его младшим братом-аутистом Стасиком. Между ними, как сказал один читатель, «два рва и три оврага», но на какой-то момент лопоухий, невероятно солнечный заяц осенил их светом – и было хорошо!

Но happy end’ов здесь не ждите – книга жёсткая, даже жестокая. Один из героев говорит, что у каждого человека в жизни есть «три дела, единственные, которые он должен в ней сделать: родиться, пожить и помереть». Вот и Вигнатя помирает. И непонятно, то ли сама, по несчастному случаю, то ли помог кто-то – алиби нет ни у кого из героев! Простор для построения версий…

Книга задевает нешуточно – с чем-то в ней не соглашаешься, на что-то негодуешь, что-то ввергает в ступор, но точно не останешься равнодушным!

Вот несколько читательских отзывов: 

• «В этой книге всё на самом деле КАК НА САМОМ ДЕЛЕ!»; 

• «Мурашки по извилинам и культурный шок!»; 

• «Сумасшедшая книга в самом лучшем смысле слова. Мозги наружу! Такое не забудешь»; 

• «Библию я теперь прочту…».



5. Ая эН. Мутангелы. Уровень ПИ / Ая эН. – М. : Росмэн, 2015. – 384 с. – (Мутангелы).

Ая Эн, а по-настоящему Крестьева Ирина Борисовна, по образованию – физик и даже кандидат физико-математических наук. Она даже книгу написала «Фирфики, или Физика в рифмах».

«Мутангелы» тоже истоком своим имеют физику, а именно: теорию о параллельных мирах, возможность существования которых наука сегодня не отрицает. Исследованиями в этой области занимается, в частности, квантовая физика.

Но перед нами, конечно, не «научпоп», совсем нет! Задачу свою писательница сформулировала так: «В «Мутангелах» есть то, чего нам не хватает. Возможность попасть в свой прекрасный мир, в такой, который нужен именно тебе. Причем, я могу показать и доказать (я же физик!), что такой мир реален, что он не просто может и должен быть где-то, что мы можем создать его сами, став мутангелами; пусть не сегодня и не завтра, но – создать – попасть – открыть».

На страницах этой трилогии (пока трилогии!) теснятся самые причудливые персонажи: мутанты первого, второго и так до пятого уровня – кто с клювом, кто с пятью руками или ногами, кто на ходу теряет глаза или другие части тела, кто-то периодически растёт на грядке, кто-то проходит сквозь стены, кто-то читает чужие мысли, «причём, иногда задолго до того, как эти мысли появляются».

Вот такое народонаселение на Земле-11! Кроме того, здесь и вокруг Земли-11 есть ещё некие непонятные инфилоперы и, конечно, ангелы. Ангелы – это высокоорганизованная цивилизация, представители которой могут пребывать в плотном, тонком и сверхтонком состоянии; они могут спать «по частям» и пребывать одновременно в самых разных концах вселенной – тоже «по частям».

И среди этого невообразимого мира живёт Дюшка Клюшкин – «последняя надежда человечества», самый обыкновенный 14-летний парень, не мутант, хотя «упорно мечтает стать таким, как все, уродом». Завязка понятна? Тогда вперёд! Будет всё: физика с математикой, сенсации, скандалы, расследования, нырки в философские глубины, юмор, сарказм, ирония – для всех найдётся своё местечко!

Приведём только одно читательское мнение: «Я считаю произведение странным, немного диким, сумасшедшим, но именно поэтому весьма достойным».



6. Басова, Евгения Владимировна. Уезжающие и остающиеся / Евгения Басова // Сборник произведений финалистов Международной детской литературной Премии им. В. П. Крапивина сезона 2010 года. Том 2. – Екатеринбург: Генри Пушель, 2011. – С. 40 – 82.

У Евгении Басовой есть литературный псевдоним – Илга Понорницкая. Вы уже читали «Эй, рыбка!» или другие книги Илги-Евгении? Наверное, два имени – это два разных источника вдохновения, два различных способа выстраивания литературных миров автора.

«Уезжающие и остающиеся» – рассказ тринадцатилетней девочки Вали Пудякиной о своей семье, об одноклассниках и школьной жизни, об окружающих людях и о любимом коте Копе. Всё обычно, но повествование не отпускает до самой последней строчки. Главная причина – в цельном характере рассказчицы.

И вот это уже необычно, ведь в 13 лет человек проходит сложный путь взросления, конфликтует сам с собой, с окружающими, живёт в состоянии постоянного выбора. Как поступить? Какое решение верное, какое ложное? Как относиться к людям? В героине повести этого конфликта нет. Про таких говорят: «Живёт как дышит». Все её поступки, даже в ущерб ей самой – не результат тяжёлого выбора, а отражение её сути, сути человека доброго, безусловно доброго, по-настоящему доброго. У неё словно по-другому устроено зрение. Даже в самых отталкивающих и скверных людях Валя видит что-то человеческое, обнадёживающее.

Почему же над девочкой любят посмеяться одноклассники, некоторые учителя не упустят возможности уколоть обидным замечанием? Что их так раздражает?

Валя учится в крутой гимназии, но не стремится утвердить свою принадлежность к элите высокомерием, от которого просто распирает некоторых её одноклассников. Знали бы они, что примером для Вали стал дворник Алик! Соседи удивляются, что у него имя есть, а Валя знает не только, как его зовут, но и то, что у Алика тяжёлая судьба: он уехал на чужбину, потому что «дома больно жить. Бомба упала – всё, ничего нет…», выучил русский и теперь говорит на двух языках.

Валя тоже обязательно выучит английский и уедет. «И маму с Толиком отсюда вытащу. А когда мы закончим учиться, мы уедем в какую-нибудь тёплую страну. И там никто не станет определять, какая у нас должна быть одёжка и как нам по ней ножки протягивать. А наш город и даже наш посёлок Рябинку я забуду, как страшный сон. Пусть они все здесь остаются. А мы уедем…»

Так хочется верить, что не уедет, останется, потому что она очень нужна в своём посёлке Рябинки, в первую очередь тем, кого так раздражает. Как им, остающимся, будет среди себе подобных, постоянно доказывающих друг другу своё превосходство?

Повесть маленькая, но столько в ней смысла, столько верных ответов на непростые вопросы. Например, такие: что даёт человеку семья, что делает человека счастливым; доброта – это сила или слабость, это современное, или совсем ненужное свойство характера, мешающее жить? И в конце концов, имеешь ли ты право оставить всё и уехать в лучшую, но не тобой обустроенную страну?

В некоторых вариантах издания название повести пишется так: «УезжаюЩИе и остаюЩИеся». В этом выделенном слоге заключён простой смысл: даже невеликий добрый поступок может исправить судьбу человека. Бомжа Николашу Валины щи вернули к жизни.

За повесть Евгения Владимировна Басова получила диплом Премии имени В. П. Крапивина. Хочется сказать, что такой наградой отмечаются только стояЩИе книги.



7. Басова, Евгения Владимировна. Подросток Ашим / Евгения Басова; иллюстрации Кати Толстой. – Санкт-Петербург: ГРИФ, 2-16. – 240 с. – (Последний звонок).

Повесть «Подросток Ашим» – финалист Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру» 2015 года.

Сюжетом она перекликается с повестью Евгении Басовой «УезжаюЩИе и остаюЩИеся». Это как две задачи с похожим условием. Маленький городок, в котором все знают друг друга, престижное учебное заведение, в данном случае – лицей, математический класс. Ученики – в основном дети из состоятельных семей. Новенькие, поступившие в лицей в восьмом классе, – Миша Прокопьев и Лёша Михайлов. Оба из бедных семей. У обоих нет отцов. У Миши, к тому же, мама одна растит четверых детей. У того и у другого на учёбе в лицее настояли мамы. И, возможно, автор не случайно наделил двух главных героев созвучием имён-фамилий Миша и Михайлов.

Мальчишкам предстоит «влиться» в классный коллектив, вжиться в новые условия. Если в повести «УезжаюЩИе и остаюЩИеся» эту задачу решает девочка, ей сочувствуешь, за неё переживаешь, но не боишься: понятно – там личность, «готовый», сформировавшийся человек. В «Подростке Ашиме» всё решается по-мальчишески, всё помножено на мальчишеское самолюбие, соперничество, порой – на эмоциональную глухоту, склонность к крайним поступкам…

Талантливый математик Мишка всегда с большой радостью искал новые пути решения сложных задач и любовался красотой найденного решения. Но как тяжело решать задачи, придуманные людьми не в науке, а в жизни! Здесь нет постоянных исходных данных, всё меняется «с точностью до наоборот». Поэтому и Миша всё чаще ощущает себя Ашимом («Я точно теперь Ашим. Всё у меня стало наоборот»).

Новенькие то и дело оказываются перед сложным выбором: остаться в маске лицейского шута, как Лёша – Лёхич – Хича, и навсегда потерять своё имя? Отречься от доброй памяти об умершем родном отце и считать его «просто позорищем», как Миша? Стыдиться своих матерей? Ведь у Лёши мама торгует на рынке, а у Миши – странная, нелепая, в классе её «побирушкой» назвали.

Причина многих бед не только Миши и Лёши, но и других подростков – деление класса на богатых и бедных. Тема бедности и богатства в повести особенно острая и болезненная. От того, к какому разряду ты принадлежишь, зависит расположение одноклассников, отношение взрослых. Даже первая любовь испытывается этими понятиями!

Вот так, всё жёстко, по-взрослому. Но, как в настоящей жизни, в повести каждый герой имеет право на прощение, на возможность всё изменить, на надежду, что в самый трудный момент «появится кто-то, кто скажет, например: «Ты ненормальный», или «Тебе надо было ещё не так врезать». И это будут самые правильные, самые спасительные слова».



8. Веркин, Эдуард Николаевич. Герда : роман / Эдуард Веркин ; худож. О. Селянко. – М. : ЭКСМО, 2015. – 382 с. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).

Имя Герда и бело-бирюзовая палитра обложки настраивают на андерсеновские мотивы. Так и ждёшь явления юной девушки – самоотверженной, преданной, любящей. Она и появляется. Только это собака.

Герда – это собака, которая спасла из страшной передряги богатых деток-тинейджеров, выросших в закрытом элитном посёлке, где «КПП, забор высокий, не пройти…».

Однажды Гоша (Игорь) и Алька (Аглая) оказались без привычной машины, поехали на автобусе и сошли «не там»: «Это совсем не состыковывалось с нашим миром, мы шли себе, шли и вдруг немного шагнули в сторону и зацепили другое. Совсем другое». И это «другое» оказалось страшным и безжалостным, так что, если бы не Герда, появившаяся неизвестно откуда, бог весть, что бы могло быть; вернее, понятно, что бы было – в этом-то и ужас.

Так в жизни благополучной, как с рекламной картинки, семьи («у нас большая многодетная семья, дружная, настоящая такая, с традициями, чай по пятницам, бадминтон по субботам…») появилась Герда. Но если вы подумали, что этот роман – про собаку, то нет. А про что тогда? Про жизнь, от которой никакими КПП не отгородишься, про то, что от неё нельзя ждать справедливости и нельзя прожить «лапшой с укропом» – приходится принимать решения, совершать поступки, нести ответственность. Гоша думает: «Жизнь – это потери, так оно и есть. Теряешь, теряешь, теряешь друзей, надежду, веру. А не хочется».

В этой книге много непростых вопросов и нет однозначных ответов – как всегда, когда сталкиваешься с хорошей, настоящей книгой. Вот несколько впечатлений «столкнувшихся»:

• «Читать было интересно. Было смешно, было и грустно. Страшно порой. Непонятно».

• «Я пробиралась через предложения, как через цепкие кусты с острыми шипами, они оставляли в моей душе следы, рвали мозги…».

• «Как-то грустно-грустно мне было в конце и тяжело. Но книгу точно бы посоветовала многим».



9. Веркин, Эдуард Николаевич. Через сто лет : фантаст. повесть / Эдуард Веркин ; худож. О. Селянко. – М. : ЭКСМО, 2014. – 350 с. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).

«Прекрасное далёко», как поётся в песне из фильма про Алису Селезнёву? Или «ужасное далёко», которое предрёк учёный-футуролог И. В. Бестужев-Лада? Каким будет наше человеческое «далёко» – об этом размышляют учёные, в это «далёко» пытаются заглянуть писатели. Этот роман – одна из таких попыток.

Мир, который изобразил нам автор, вряд ли кого-то очарует: «вечные сумерки, вечный дождь, улицы с покорёженными велосипедами, мокрицы на стенах, черви, вороны. И никакого никогда тебе солнца…». Но, может быть, человек в этом мире – герой, колосс, титан, как в древнем скандинавском эпосе?

Любуйтесь: зеленоватая кожа, красные белки глаз, глаза совсем без ресниц, уродливые клыки, торчащие изо рта. «Клыки за ночь отросли на полсантиметра. У меня быстро растут, беда с ними просто, каждый день приходится подпиливать», – это главный герой романа Поленов, или Полено, как его именуют сверстники.

И это люди через сто лет?!! Нет, это не люди. Это одна из мутаций человека, так называемые «вупы». Они – «условно витальные». Они физически неуязвимы, любой орган легко регенерирует, они, в принципе, могут жить сколько угодно долго, если бы не угроза «аута». Самое страшное для вупа – быть «аут-положительным». Беда в том, что у вупов нет души: «…у нас души нет, она разорвана в клочья еще до рождения. И лишь маленькие кусочки теплятся…». А без души «тело приходит в прах», чуть зазевался и ты – «энтропик». «Вуп не может любить. Никого. В том числе и себя. Он равнодушен и теплохладен до тошноты. И страдать не может. И удивляться… и вообще ничего».

И тем не менее, это роман о любви – пронзительной, трагической, щемящей. Один из лучших, который доводилось встретить – неожиданный, сбивающий с ног, дающий отчаянную надежду.

Только один читательский отзыв: «Дочь-подросток перечитывает книгу уже который раз. Решила сама пролистать, в итоге муж остался без ужина, так как оторваться было невозможно».



10. Веркин, Эдуард Николаевич. Чяп : роман / Эдуард Веркин ; худож. О. Селянко. – М. : ЭКСМО, 2016. – 382 с. – (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).

Странная эта повесть, как морок, как какой-то «синюшкин колодец»; недаром здесь на первых же страницах является тень бажовских сказов.

История, вроде, простая: столичный подросток Костя Синцов, принуждённый семейными обстоятельствами, приезжает на каникулы в заштатный городишко Гривск, «столицу русского торфа». Костя с печалью в душе предчувствует «мучительное время, наполненное незнакомым городом и отсутствием смысла пребывания в нём».

Чуть не в первый же день знакомится он с местным интересным парнем Петром Грошевым по прозвищу ЧЯП, который предлагает с ходу Косте «взять в аренду его, Кости, удачу», чтобы «усилить свою». И начинаются затем прелюбопытные хитросплетения – «в большом городе таких историй нет, большой город перемалывает всё в опилки».

Тут и монеты, и странный, не очень-то светлый мир нумизматов с их «ходячками», «какаликами», «разновидкой» и мифическим жетоном бога. Тут и удивительная в своём наивном вдохновении Элеонора Царяпкина – совсем некрасивая, явно немного чокнутая, но «царяпающая»!

Странная, странная повесть; временами даже сердиться начинаешь – да про что же это, наконец?!

Может быть, про «отвлекающий маневр», который у каждого бывает свой, и пытается увести нас от себя, от того главного, что мы должны в себе понять и осуществить? А, может быть, про добро? Вот ЧЯП уверен, что «деньги – это обезличенное добро. Добро без побочных эффектов, без слабостей, без страха и упрека».

Одна сердитая читательница так пробурчала о повести: «Сам писатель, похоже, не определился с главным посылом своего произведения». А другая ответила: «Книга со многими смыслами. Кто какой сможет почувствовать, тому и счастье!». По-моему, права!



11. Вильке, Дарья Викторовна. Между ангелом и волком : повесть / Дарья Вильке ; худож. Саша Ивойлова. – М. : БерИнгА, 2016. – 95 с. : ил., портр. – (Метаморфозы).

В этой книге многое «почти»: она «почти рождественская история», как сказано в предисловии, но и почти легенда, и почти повесть. А герой Вольфганг-Кристоф Энгельке – почти ангел (Энгельке!) и почти волк («вольф» по-немецки «волк»), почти ребёнок (ему 12 лет) и почти взрослый. Во всяком случае, он почти (!) постоянно начинает чувствовать это неудержимое желание вырваться из клетки прежней жизни: «Жизнь, которая ещё вчера была такой обычной и понятной, словно стала мала для Вольфи. Будто он вырос из неё, как из старого матросского костюмчика».

Вольфи с мамой живут вдвоём, и мама очень боится, что не сможет вырастить сына «таким как надо». Этот страх приводит к жестоким ошибкам во взаимоотношениях с мальчиком, вызывающим у него бурю возмущения и протеста. «Сколько можно, – думает он. – Будто я собака, которой говорят только «нельзя» да «фас».

Станут ли эти трудные отношения необратимыми?

Вот впечатления читательницы: «Вся его история – один сплошной выбор, метания в темноте». Сами понимаете, напряжённое чтение. И герой, и мы вместе с ним идём, как по натянутому канату. «Падать или нет, бояться или танцевать над бездной – только твой выбор», – так говорит герою Канатоходец из бродячего цирка.

Напряжение повествования сглаживает слог. Снова впечатление читателя: «Мягко, как снег, над городом Ц. идут слова…».



12. Вильке, Дарья. Мусорщик : философская сказка-притча / Дарья Вильке ; ил. А. Николаенко. – М. : Время, 2015. – 127 с. : ил. – (Время – детство!).

Когда-то у него было имя, а теперь его зовут просто Мусорщик. Когда-то у него была мама, она пела песни, играла на мандолине, и её голос нежно вибрировал в пространстве квартиры. А теперь остались только носки с зелёными лосями и снежинками, связанные мамой, и он бережно штопает каждую появляющуюся на носках дырочку.

Что же с ним случилось, чтобы он стал вот таким? Почему он затворился в своей квартире, набитой старыми вещами со свалки, почему он так боится простора, солнца, людей? Ведь он хочет, очень хочет счастья: «Мусорщик не знает точно, как чувствует себя счастливый человек, но надеется, что сразу поймёт, когда счастье наступит…». Но как же он поймёт-то, если даже в дверной глазок боится взглянуть?!

Обязательно должно было произойти какое-то «и вдруг»! И оно произошло – появился Проходящий.

Эту книжку называют повестью-притчей, а притчи – это такой «рассказ в иносказательной форме, в котором заключено нравственное поучение, важное для всех». Какое же здесь «поучение»? Может быть, то, которое сформулировала 11-летняя Анна? Она написала: «Я тоже люблю старые вещи. Я знаю, что это – не мусор. Это мое счастье про запас. На тот случай, если станет грустно. Я не прячусь за вещи. Я берегу свои воспоминания. Но я не забываю жить здесь и сейчас. Я – не Мусорщик». 

Это Анин смысл этой книги, а могут быть ещё много-много других, ведь «сколько голов, столько и умов»!



13. Востоков, Станислав Владимирович. Зимняя дверь : рассказы / Станислав Востоков ; худож. М. Воронцова. – М. : Самокат, 2011. – 69 с. : цв. ил.

Автор этой книги повидал много экзотических мест: он какое-то время жил в Ташкенте, работал на острове Джерси в зоопарке у самого Даррелла, а потом ещё в зоопарке в Камбодже. Но лучшее место для него, по его признанию, – маленькая подмосковная деревенька, на которую ещё каким-то чудом не наступила своими небоскребами разрастающаяся Москва.

И живёт там «полтора человека», и деревенька самая обычная, вполне допотопная (точно не коттеджный посёлок!). А заходишь в эту «зимнюю дверь» с «обратошней стороны дома» – и выходить не хочется! Тепло там. Светло и просторно – посмотрите рисунки Марии Воронцовой в книге!

Эта книжка возвращает на место наше понимание того, что такое событие. Каждый день и час у нас новостная лента на мобильнике: кто-то выиграл миллионы, кто-то прошёл по канату между небоскребами, кто-то победил на конкурсе красоты.

А здесь: соловей залез в трубу баньки Митрича и теперь даёт оттуда такие удивительные концерты – печь усиливает звук и получается, как в лучшем концертном зале! Или стоит старый дуб «в три обхвата», и под этим дубом Наполеон когда-то стоял, «смотрел, с какой стороны лучше захватывать нашу Москву». Или вот месяц: «Он висел низко-низко и был похож на золотую дверную ручку. Казалось, что можно дёрнуть за эту ручку, и тогда с неба свалится дождь, а может, ещё чего похуже».

И оказывается, что это и есть самые-то события, потому что здесь мы «внемлем Богу», слушаем, как «звезда с звездою говорит», соединяемся с миром, и легко нам, и прочно, и радостно.

«Я люблю, когда тёплышко», – говорит бабушка Анна Петровна, одна из героинь книги, и, поверьте, этого «тёплышка» здесь много!



14. Востоков, Станислав Владимирович. Стражи беспорядка: повести / Станислав Востоков; [предисл. Э. Успенского]; ил. А.Воробьёва, О. Ионайтис; рис. на обл. С. Елисеева. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 351 с.: ил. Содерж.: Стражи беспорядка; Хроники Управления

Уж сколько спасителей мира прошло перед нами в книгах и фильмах! И «прогрессоры», и «дозоры», и галактические «миссионеры», и «люди в чёрном», и «алармейцы», и ещё, и ещё… Вот как раз и ещё! Знакомьтесь – Ира Шмель и Макс Антохин, обоим по 13 лет.

Она: «Светлые волосы подстрижены коротко, как у солдата. Под левым глазом тянется свежая царапина – добавление к трём старым. Ни серёжек в ушах Иры, ни колец на её пальцах никто никогда не видел. Юбкам и платьям она предпочитает мужской джинсовый костюм».

Он: «Если вы видели Пушкина в детстве, вам будет нетрудно представить себе Антохина. Стоит только надеть на юного Пушкина очки, припудрить его, чтобы высветлить кожу, – и Макс Антохин готов!».

В силу обстоятельств и благодаря упорству и целеустремлённости Иры, эта парочка становится агентами Управления Высших Сил, отвечающего за поддержание мирового порядка. От УВС Ира получает в своё распоряжение «белую энергию 658/5» и «третий глаз» в придачу.

И начинают разворачиваться самые настоящие фантастические приключения, в которых мы будем то и дело ловить приветы и от Алисы Селезнёвой, и от самого Кира Булычёва, который выступает здесь в образе писателя Мидаса Сергеева, и из бессмертного НИИЧАВО братьев Стругацких.

Всё это написано азартно, весело, залихватски – и так же азартно читается. Одна мама написала, что «оторвать ребёнка от книги не могла никакими силами», решила понять, почему, «взяла и прочла. Действительно, оторваться нелегко», – поняла мама и оставила ребёнка в покое.



15. Громова, Ольга Константиновна. Сахарный ребёнок : история девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской / Ольга Громова ; ил. Марии Пастернак. – 2-е изд., испр. – М. : КомпасГид, 2014. – 160 с. : ил., фото. 6-9 кл.

Книга вошла в лонг-лист премии «Книгуру» за 2013 год.

Книга называется так забавно – «Сахарный ребёнок»! Но она совсем не забавная и повествует о вещах тяжёлых и страшных, случившихся в нашей стране в 30–50-е годы XX века. Повесть написана на основе сохранившихся записей и воспоминаний Стеллы Натановны Нудольской. В те годы она была совсем ещё маленькой девочкой.

Это рассказ о детстве дочери «врага народа». Так называли в то время людей, неугодных тираническому сталинскому режиму, арестованных и репрессированных по выдуманным обвинениям. Многие погибали, многие десятилетиями страдали в страшных лагерях ГУЛАГа. Незавидной была участь и родственников «врагов народа», они тоже оказывались вне закона и подвергались гонениям.

Девочка Стелла (для домашних – Эля) жила в Москве с мамой, папой и любимой няней. Семья была дружной, здесь все любили друг друга, уважали интересы и увлечения каждого. Жизнь в семье была интересной и содержательной – много читали, разговаривали, обсуждали, музицировали и пели, придумывали свои особенные игры. Так, Эля придумала игру в спасение литературных героев, и папа на полном серьёзе обсуждал с ней её «планы спасения».

И вдруг эта хорошая, умная, добрая, счастливая жизнь в одночасье рухнула: папу арестовали, а Элю вместе с мамой отправили в ссылку в далёкую Киргизию. Сколько испытаний выпало им на этом многотрудном пути: голод, холод, болезни, лишения и унижения, тяжёлый подневольный труд.

Поразительно, но при всей тяжести событий, о которых повествует книга, она не оставляет ощущения беспросветности, наоборот, в ней всё время сияет упрямый, негасимый свет. Откуда, отчего? Эле и её маме, когда они собирались в ссылку, разрешили взять совсем немного вещей, но они унесли с собой кое-что незримое, что и позволило им, в конечном счёте, выжить и сохранить человеческое достоинство. Лейтмотив повести: свобода – это состояние души; «свободного человека сделать рабом нельзя», – убеждена мама Эли, и это правда!

Так почему же всё-таки «сахарный ребёнок»? Потому что так называли беленькую, светловолосую Элю в киргизском посёлке, где все ребятишки черноглазые и смуглые. А ещё потому, что «сахарный» – значит белый, чистый, как душа Эли.

Отзывы читателей:

• «Сильная, пронзительная история, основанная на реальных событиях».

• «Если веришь в чудо и никогда не сдаёшься, то, несмотря ни на что, победишь» (Дарья Соскова, 12 лет)

• «…Многие читатели упоминают, что читали и плакали; и я не избежала слёз. Для меня это не только и не столько книга о девочке Стелле; эта книга – об истории моей семьи».

• «…Эта история особенно проникновенная, потому что в жернова террора попал ребенок».



16. Дашевская, Нина Сергеевна. Около музыки : рассказы / Нина Дашевская ; худож. И. В. Шарикова. – М. : РОСМЭН, 2015. – 175 с. : ил., портр. – (Настоящее время).

Книга – лауреат конкурсов «Книгуру» (2014) и «Новая детская книга».

Есть люди, которым несказанно повезло: они с детства нашли своё призвание. Все рассказы в книге Нины Дашевской посвящены юным музыкантам. Наверное, поэтому главные герои немного похожи друг на друга. Похожи не только тем, что у них «полная голова музыки», но и своей обособленностью. Словно музыка создаёт барьер, мешает им быть своими среди сверстников. Поначалу можно даже подумать, что все эти музыкальные девчонки и мальчишки – высокомерные зазнайки. Но всё совсем не так!

Когда мальчишка умеет на скрипке сыграть море (рассказ «Дублин и море») или хочет записать весь город нотами, как симфонию, – тогда уж он точно не заблудится! (рассказ «Пространственный кретинизм»), понимаешь, что просто их мир устроен по-другому. Он более хрупкий и уязвимый.

Там, «около музыки», столько всего происходит! Дружба, любовь, умение понимать других людей, умение прощать – всё приходит к этим детям через мелодии. В самом тексте так много музыки, рассказов о ней, что хочется найти, включить и слушать, чтобы попытаться понять, как и что слышат герои рассказов.

Отзывы читателей:

• «Супер! Потрясающе! Нет слов! Очень проникновенные, душевные рассказы о самом вечном, о музыке. Я – пианист, и поэтому мне вдвойне приятно всё это читать. Мне это очень близко. Все рассказы очень простые, настоящие. Герои живые. Кажется, что они сейчас просто сойдут со страниц и будут говорить здесь, рядом с тобой».

• «Я очень люблю такие произведения. Они не вызывают ничего, кроме улыбки и ощущения неземного спокойствия и счастья. После таких рассказов даже говорить не хочется. Хочется просто сидеть и молчать. И улыбаться. И плакать от счастья. Я не могла остановиться, пока всё не дочитала. 

Как меня первый рассказ зацепил, так до последнего меня и не отпустило. Автор пишет о моих ровесниках, их переживания мне близки. Тем более они все – музыканты. Пока читала, не раз вспомнила, как сама не любила сольфеджио, в какой восторг приходила, когда что-то начало получаться, и как сейчас я играю достаточно сложные произведения, как сама их читаю с листа».



17. Драгунская, Ксения Викторовна. Большая Меховая Папа : рассказы, пьесы / Ксения Драгунская ; картинки Евгения Подколзина. – М. : Самокат, 2015. – 223 с. : ил. – (Для тех, кому за 10).

Ксения Драгунская – дочь знаменитого детского писателя Виктора Драгунского. Умение писать с весёлой грустью, наверное, семейный талант Драгунских. Разве не грустно, если в посёлке Ёжкины Кошки живут девчонки и мальчишки, у которых нет пап? А пап нужно срочно найти, потому что их вызвали к директору школы.

И вот школьник Чмокин узнаёт важный секрет: на зелёной горе есть поляна с мягкой травой. «И на этой поляне водятся папы. Полно ничьих пап! Большие, чудесные, добрые папы. С виду они довольно дикие и мохнатые. Но на самом-то деле совершенно домашние и ручные». Чмокин с одноклассницей Леденцовой отправляются на охоту за папами. Чувствуете, как смешно и необычно закручивается сюжет?

Таких забавных героев и удивительных сюжетов в книге много. В итоге получается замечательное, весёлое, а временами и поучительное чтение. Хорошо читать книгу всей семьёй. Если не получится всей семьёй, кое-что будет непонятно, потому что Ксения пишет о детстве в нашей стране, когда она, страна, была ещё «советской». Зато можно будет расспросить родителей, а может и бабушек-дедушек, как всё было в их детские годы – тоже интересно!

В одном из отзывов на книжном сайте «Лабиринт» об этой книге написано так: «Рассказы в этой книжке – лучшее лекарство от уныния. Озорные и добрые, эти истории можно рекомендовать как вкусные пилюли друзьям, на которых напала грусть-тоска. Лучше всего их читать в компании разновозрастных людей, в семье: здесь связь между поколениями дана в коллизиях, в ершистых столкновениях, которые разрешаются обычно ко всеобщей радости – и не без юмора».



18. Евдокимова, Наталья Николаевна. Конец света : фантаст. антиутопия / Наталья Евдокимова ; ил. Марины Павликовской. – М. : Самокат, 2014. – 237 с. : ил. – (Лучшая новая книжка).

Концом света нас пугают ежегодно, а то и ежемесячно. А если подумать, конец – это всегда чему-то начало. Вот точно по такому принципу живёт мир в этой фантастической повести. Здесь «концы света» случаются периодически и происходят без ужасающих последствий. Просто на время очередного «конца» людей поднимают в космос, а потом приземляют уже в обновившийся мир.

По сюжету, вместе с героями-подростками Ностом и Фетом мы оказываемся в их мире как раз накануне очередного «конца света». И каков же этот «свет», который должен вот-вот закончиться? Честно говоря, не сильно впечатляет. Похоже, самого автора он тоже не очень удовлетворяет, раз она определила свою книгу как «антиутопию в развитии».

Вся жизнь здешних обитателей строится на «режимах», которые покупаются за некие «кю». Режим, чтобы ночью снились крутые кошмары, или, наоборот, что-то супер-приятное. Режим для усиления внимания, для умения чувствовать состояние другого человека, режим, чтобы не развязывались шнурки и т.д. и т.п. Как-то становится обидно за людей… Не случайно, наверное, у них там среди людей встречается всё больше «ботов» (догадались?!).

Творить новый мир здесь может даже совсем юный человек, если его выберут для этой миссии. И можно многое понять, когда узнаешь, кто придумывал этот мир. Вообще книга очень похожа на компьютерную игру, это сразу заметили читатели: «сюрный мир», «в таком мире живёт, наверное, каждый подросток-геймер».



19. Евдокимова, Наталья Николаевна. Лето пахнет солью : [рассказы и повесть] / Наталья Евдокимова ; ил. Е. Горелик. – М. : Самокат, 2013. – 167 с. : ил. – (Встречное движение).

У автора удивительно детское мировосприятие: всем существом своим, глазами, ушами, носом, кожей – такое 3D-восприятие! Когда читаешь эту книжку, то прямо чувствуешь и этот тёплый, ароматный, обволакивающий тебя воздух, и горячий песок под ногами, и кристаллики соли на коже, и гулкое биение волн. Лето с морем – это, конечно, сказка!

Восемь рассказов и одна маленькая повесть этой книжки – совсем не сказки, хотя (что хотите делайте!) атмосфера сказки то и дело проглядывает! Ну разве не сказка, что здесь все подряд хорошие, просто нет никаких злодеев, и всё! И жизнь – «одно сплошное праздничное лето». А истории как-то все в сказку отдают – по- хорошему!

Вот рассказ «Три грации». Приезжает в Крым Ленка с тремя бабушками, как на подбор, большими, шумными, властными. Из плена бабушек Ленку освобождает добрый молодец Димка («трусы да загар»). Он сразу заметил, что Ленка «тихая, молчаливая, а ведут её такие люди, которым она сопротивляться не может». Вот и умыкнул он красную девицу и объяснил ей, что «когда рядом море, ничего нельзя бояться». И какая же вольная, интересная, яркая жизнь началась! А конец у этой истории так совсем точно сказочный – лукавый и неожиданный.

Или рассказ «Посмотри в глаза креветкам». Это волшебная история про любовь. Приехал в Крым Лёвка, который только что признался в любви девочке Кате в Петербурге: «Вот я признался и еду. Я, можно сказать, с признания – и сразу в вагон». И только сошёл с поезда в Крыму, на перроне увидел… Катю, которая оказалась вовсе местной Викой, но очень на Катю похожа – прямо колдовство какое-то! 

Сначала Лёвку это бесит, и он кричит Вике в ярости: «А что ты на Катю похожа?!» Ведь любимая должна быть неповторимой… А потом, о, потом: «…потом по вечерам мы бродили вдоль берега, дышали морем, а то и уходили купаться ночью, вылавливая в воде звёзды. И это было так навсегда, что какая разница, что там было дальше…». И теперь уже Катя становится «немного похожей на Вику». Что, скажете Лёвка ветреный и непостоянный? Но и в сказках добрый молодец не сразу угадывает свою суженую – пока ещё сердце станет зорче глаза…



20. Жвалевский, Андрей Валентинович. 52-е февраля : повесть / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак ; ил. В. Коротаева. – 2-е изд., стер. – М. : Время, 2016. – 127 с. : ил. – (Время – детство!).

В конце марта в городе вдруг случилось «52-е февраля»: стеной пошёл снег, закружила непроглядная вьюга, и завыла метель. Тут же выбило всё электричество, «нельзя было включить ни чайник, ни комп, ни хотя бы лампочку». И сети нет, потому что «пару вышек повалило, остальные вырубило».

А у двух 15-летних героев – Тёмки и Динки – были такие грандиозные планы на этот день! У Динки должна была состояться судьбоносная встреча у метро с парнем, с которым она познакомилась во «ВКонтакте»; Динка ждала эту встречу «почти год. Можно сказать, всю жизнь ждала».

А у Тёмки намечалось особенное свидание, на котором «могло случиться «не только» (в смысле, не только целоваться…). И вот дурацкий природный катаклизм обрушил все планы!

Но, перемешав всё снаружи, природа, похоже, встряхнула людей изнутри. Во всяком случае, родители точно съехали с привычной колеи «как там в школе», «как с уроками» и заговорили про важное, человеческое, в том числе и про то, о чем с ними в их детстве-подростничестве «даже не молчали»…

В результате «ночь получилась удивительная», образовавшая «какую-то особую связь» между мамой и дочкой, отцом и сыном.

Интересно, что отклики на эту книгу есть пока только от взрослых, и они какие-то осторожно-нерешительные: «спасибо за книгу, она прекрасная, но ребёнку давать пока повременю» и т.д. А от подростков откликов нет: то ли книга ещё не добралась в руки, то ли то, что в книге есть, уже пройденный этап и кажется слишком наивным?



21. Жвалевский, Андрей Валентинович. Я хочу в школу! / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак ; ил. В. Коротаевой. – 2-е изд. – М. : Время, 2013. – 318 с. : ил. – (Время – детство!).

Книга – лауреат III Международного конкурса им. Сергея Михалкова (2012 г.).

Вы можете представить себе школу, в которую дети рвутся даже на каникулах? В этой школе вместо классов ученики объединены в разновозрастные группы по интересам, вместо уроков разрабатывают и защищают захватывающие проекты. Попробуйте, например, аргументированно доказать, что человек произошёл от птицы. А ученики школы №34 дерзнули, и у них почти получилось!

Но вот всё резко меняется. 34-ю закрывают, учеников распределяют в обыкновенные районные школы. Группа «Птицы»: пятнадцатилетний Женька, тринадцатилетние Кошка (Юлька) и Димка, десятилетний Молчун и девятилетняя Анечка оказываются, разумеется, в разных классах средней школы №33. Здесь им очень тяжело. Каждый начинает искать свои пути «выживания во враждебной среде». Получится ли это у вундеркиндов? Всегда ли они справедливы в своих действиях? Имеет ли право на осуществление их новый общий проект по спасению любимой школы?

Есть что обсудить, есть о чём поговорить, о чём поспорить и обо что споткнуться. Вот отзывы подростков на книгу.

• Катя, 6 класс: «И всё-таки школа может быть не каторгой, а местом, куда, проснувшись утром, хочется бежать! Читая эту книгу, я узнавала в ней своих одноклассников и учителей, мой класс очень похож на «птиц», мы постоянно что-то придумываем, пытаемся отстоять своё мнение, любим поспорить с учителями. Мы, дети, любим читать про самих себя. Эта книга про нас!»

• Эдуард 12 лет: «В принципе, читать я не люблю, но эту книгу взял для интереса. Ну каким надо быть дураком, чтобы хотеть в школу! Открыл книгу и не смог остановиться, всё было интересно узнать, что ж будет со школой. Когда ребята попали в новую школу, они столкнулись с буднями простой школы, и было интересно, как новички вживутся в класс, да это и у нас не просто влиться в новый коллектив. Было очень интересно узнать, смогут ли ребята, как раньше, дружить, или каждый сам по себе. Так и читал все выходные книгу».



22. Колпакова, Ольга Валериевна. Луч широкой стороной : повесть / Ольга Колпакова ; ил. Е. Двоскиной. – М. : Детская литература, 2015. – 218 с. : цв. ил., портр. – (Лауреаты Международного конкурса им. Сергея Михалкова).

Если вы устали от серых будней, скучных собеседников, тревожных новостей, навязчивых проблем, откройте эту книгу и почитайте её всей семьёй. Она принесёт вам столько радости, потому что повесть о счастливой семье способна и вас сделать счастливее.

Не думайте, что у героев повести сплошной мир и покой в душах. Какое там! Кризис на дворе. Он «как только появился, потребовал жертв. Совсем как древние боги». Первой принесённой жертвой стали отпускные деньги семьи. Кризис «слопал их, не жуя». Пришлось решать, как организовать бюджетный летний отдых, и вообще, как жить дальше почти без денег. И вот сначала мама, папа и трое детей отправляются на собственной машине в Аркаим, а потом – на Алтай, в деревню Пустынку, где папа получил дом в наследство от своего деда.

Книга написана так, что её хочется цитировать и цитировать.

Вот, например, 13-летняя ироничная и слегка вредная сестрёнка Дина излагает свой взгляд на кризис: «Может, стоило поступить, как родители Мальчика-с-пальчика – увезти в лес кого-нибудь из братьев. Мои братья столько едят, что только из-за одного этого должен был наступить кризис. И из ботинок они вырастают быстрее, чем меняется мода. Можно было просто поджать пальцы и походить ещё сезон, а не тратиться на новые кеды!»

Младший брат Лёша – ученик второго класса, «крутейший» (по оценке старшего брата) ботаник. Прочитал по школьной программе сказку Пушкина о рыбаке и рыбке. Как ко всем вопросам, к изучению сказки подошёл глубоко и разносторонне. В своём дневнике он пишет: «Мама сказала, что золотых рыбок в дикой природе на Руси не бывает, их тыщу лет назад вывели в Китае из серебряного карася, и у нас они обитают только в аквариумах. Из чего я сделал вывод, что из серебра всё же можно получить золото. И ещё мама сказала, что есть такие старики, которые ни корыто сами починить не могут, ни дверку в шкафу, и один такой сейчас сидит у компьютера. Я посмотрел – у компьютера сидел папа».

Старший брат, 15-летний Дима, философ и страстный любитель лошадей. Вот его размышления: «Я думал про прошлое и будущее. Про то, что я – это мост. Я весь сделан из прошлого. Каждая моя клетка была клеткой кого-то другого. А что же тогда я сам? Есть во мне что-нибудь моё? Я – как все. Что я несу из прошлого в будущее? Набор атомов? Я мешок для атомов. Мечта – это то, что отличает тебя от других. У кого-то иметь миллион, у кого-то лошадь. Получается, это то, для чего ты родился на земле! То, что даёт смысл мешку с атомами».

Замечательные герои и дети, и взрослые: умные, любознательные, деятельные, интересные друг другу, понимающие, умеющие слышать и слушать. Всё решают вместе, всё проговаривают, обсуждают. Какие диалоги происходят между детьми и родителями! Живые, весёлые, немного ироничные, без назиданий и занудства.

Сколько красивых легенд рассказывают взрослые детям: об аркаимцах, считавших, что все люди – частички звёзд и связаны между собой лучистыми нитями, о Золотом князе, воине-богатыре эпохи Великого переселения, похороненном на Алтае. Какие песни-истории поёт кайчи-сказитель – сосед дед Алтынтас! Какой необыкновенной красоты природа окружает деревню Пустынку!

В семье словно просыпается родовая память, чувство крепкой связи с родной землёй и ответственность за то, что с ней происходит. Поэтому каждый член семьи начинает наводить порядок и красоту в своём вновь обретённом мире. Но неужели им придётся уехать отсюда?

Стоит добавить, что повесть О. Колпаковой «Луч широкой стороной» стала лауреатом IV Международного конкурса имени Сергея Михалкова (2014 г.).



23. Краева, Ирина. Баба Яга пишет : рассказы, повесть / Ирина Краева ; ил. А. Веселова. – СПб. : Лимбус Пресс, 2014. – 143 с. : ил. 9 кл.

Автор – педагог, журналист, детский писатель, лауреат Международной детской лит. Премии им. В. П. Крапивина (2008) за повесть «Тим ли Дан, или Тайна «Разбитой коленки» и премии «Новая детская книга» (2013) за повесть «Колямба, внук Одежды Петровны».

«Баба Яга пишет» – небольшая история в письмах. Пишут друг другу бабушка из России и внук русско-индийского происхождения, проживающий в Америке с мамой, папой и двумя младшими братьями.

10-летний Аджей из далёкого Колорадо пишет бабушке на ломаном русском языке, чтобы «не платить переводчикам, когда станет боссом». Это потрясающе смешные, трогательные и просто захватывающие письма. Но самое удивительное заключается в том, что всего-то в десятке писем бабушка успевает рассказать внуку всё самое важное: историю семьи, историю знакомства с дедушкой Аджея, о том, как она пережила блокаду Ленинграда…. Бабушка очень тоскует по своим внукам, «оранжевым мальчикам». Но рациональный папа Аджея принимает решение: не звать бабушку в гости, потому что придётся тратиться на билеты. Так что два желания Аджея – увидеть бабушку и завести собаку – неисполнимы. Что же им остаётся? Лишь продолжать писать письма, а собаку Бурёнку они просто выдумывают. Простыми словами, легко, полушутя бабушка объясняет мальчику разницу между тем, что «рационально» и что по-настоящему важно и ценно.

Бабой-Ягой назвал бабушку зять. «Может, потому что она из России»? – предполагает внук. Увы, Бабе-Яге придётся улететь однажды – навсегда. А внукам придётся пережить первую потерю близкого человека... «Я не отправляю это письмо в Москву. Чтобы оно было всегда у меня. Я положил его под икону Иоанна Златоуста. Мой святой тоже тебе помогает. Я люблю тебя всей душой, мой гадкий утёнок, моя Баба Яга, моя Бабуля. Твой Аджей! Планета Земля».

Отзывы читателей:

• «Баба Яга пишет». История души в письмах. За душу мальчика борются два мира, две культуры, две жизненные позиции: душевность и рационализм, сердечность и расчёт. И побеждает все-таки бабушка, ненавязчиво и искренне объясняющая внуку, что такое любовь, доброта, война, как нужно жить и что стоит ценить».

• «Баба Яга пишет» – лучшее, что я прочитала за последнее время. Книга, о которой хочется говорить с детьми – это всегда большое событие в детской литературе. Можно поздравить и автора, и читателей с отличной, светлой, пронзительной вещью» (Ольга Колпакова, писатель).



24. Кутерницкий, Андрей Дмитриевич. Госпожа Странная Мысль : роман-сказка / Андрей Кутерницкий ; худож. А. Васильев. – СПб. : Нева ; М. : Олма медиагрупп, 2006. – 335 с. : ил.

Сказки для больших детей создаются не часто – тем более интересно посмотреть эту «странную» сказку.

Странная Мысль – гостья редкая. Вот дурацкая мысль заходит запросто в любую голову и по десять раз на день. Странная Мысль – особа очень взыскательная, заходит далеко не ко всем и требует к себе «почтительного уважения».

Однажды Госпожа Странная Мысль пришла к 12-летней петербурженке Лизе, и обычная, размеренная жизнь девочки пошла такими причудливыми волнами, что ой-ой-ой! Лиза в компании с удивительным зелёным котом Аполлоном де Брасом, как в компьютерной игре, всё время перемещается с уровня на уровень: то воздушный шар и облака, то океан и яростные волны, то пустыня и пески, то райский сад с экзотическими тварями – и так всё время!

Для чего всё это? Чтобы обрести «главное понимание жизни» – вот как! Не сразу, конечно. Госпожа Странная Мысль утверждает, что «понимать надо постепенно». Более того, надо приготовиться к тому, что не на все вопросы есть ответы. В конце концов, цель познания – не запереть мир в клетку, а «сделать этот крохотный мир безграничным»!

Те, кто ищет ресурсы для своих смысложизненных поисков, много чего здесь найдут. Как нашла Лиза, которая вышла из своего удивительного путешествия с убеждением, что не будет тратить время на зависть к чужой судьбе или чужим талантам. «Надо радоваться тому дару светить, который нами получен. Дар, каким бы маленьким ни был, всё равно дар. А свет отличается от тьмы, даже если он очень слаб».

Добавлю, в сказке много литературных перекличек: и Алиса из Страны чудес вспоминается, и Маленький принц, и сказки Андерсена.



25. Кутерницкий, Андрей Дмитриевич. Лилечка : повесть / Андрей Кутерницкий ; рис. Л. Каминского. – СПб. : ГРИФ, 2014. – 111 с. : ил. – (Последний звонок).

Коля Никитин 14-ти лет влюблён. Она, его одноклассница Лилечка, кажется ему невероятным, потрясающим чудом жизни! Он влюблён в неё с пятого класса и за несколько лет тайной, молчаливой влюблённости успел проиграть в уме о них двоих несколько романов и пару-тройку многосерийных фильмов. И там, в этих романах и фильмах, всё было так красиво, романтично, ярко!

И вот, наконец, назначено первое свидание наяву. Вы уже, наверное, догадываетесь, каким ужасным «бамс!» закончится это свидание, в какие мелкие дребезги рассыплются все надежды и упования Коли…

Книга маленькая по объёму, все признают, что «текст легко читается». Тем не менее, эмоционально это читать трудно, потому что накатывают «удушливой волной» собственные воспоминания о том, как сам (сама) был (была) таким же наивным, ослеплённым, нелепым, беззащитным…

Вот интересно, жалеть или не жалеть о такой любви?



26. Малейко, Анастасия Сергеевна. Моя мама любит художника : повесть / Анастасия Малейко ; ил. Е. Двоскиной. – М. : КомпасГид, 2015. – 92 с. : ил.

Автор – челябинская писательница и драматург, лауреат Международной литературной премии им. В. П. Крапивина (2013) за повести «Моя мама любит художника» и «Параскун».

От этой книги ждёшь традиционной истории о девочке-подростке, которая трудно переживает появление в жизни любимой мамы другой любви – к незнакомому и чужому мужчине. Как хорошо, что эти ожидания не оправдываются! Прежде всего потому, что «девочка-подросток», которую зовут Лина, здесь совсем другая, совсем особенная! Она обладает способностью так радостно, так щедро принимать окружающий мир, что он, в свою очередь, открывается ей с самых лучших своих сторон. Вот что значит «окрашивать мир собою»!

Она умеет разговаривать с деревьями и ветром. Ей открываются вещи, она убеждена, что «в любой вещи, даже самой маленькой, есть душа». И люди ей тоже открываются, потому что она никого не судит и в каждом умеет найти что-то достойное удивления или восхищения, благодарности или сочувствия.

Лина – не блестящая красотка и не супер-интеллектуалка, но около неё можно так погреться, а это сегодня, согласитесь, такая редкость! Это подтверждают и отзывы читателей:

• «Повесть очень светлая и тёплая, как плед» (Деришева Арина).

• «Книга Анастасии Малейко – это книга, дойдя до последней страницы которой, тут же понимаешь, что однозначно будешь её перечитывать. И, скорее всего, не раз».

• «Эта книга помогает нам понять главное – никогда не отчаивайся и не сдавайся, слушай своё сердце и будь счастлив, несмотря ни на что» (Трясцина Ася).



27. Михеева, Тамара Витальевна. Дети дельфинов: повесть / Т. В. Михеева; ил. О. Брезинской. – М.: Изд-во ИД КомпасГид, 2016. – 208 с.

Тамара Михеева – член Содружества детских писателей Урала, лауреат различных литературных премий, сама – член жюри премии им. В. П. Крапивина.

Над книгой «Дети дельфинов» автор работала 12 лет. Это история о невероятных приключениях самого обычного мальчика Серёжи, который живёт на крошечном Лысом острове, в научном центре по изучению океана и его обитателей (в первую очередь, дельфинов). Однажды на остров приезжают ещё двое детей – Максим и Роська. Втроём они исследуют окрестности и вдруг обнаруживают животных, которых никто до этого не видел. Во время очередной вылазки ребята забредают в «запретную зону». Оказывается, остров гораздо интереснее и... многолюднее, чем они могли предположить…

В гармоничный мир добрых и целеустремлённых учёных тревожной нотой вторгаются непонятные явления. Глухой и недоступный для исследования лес в глубине острова, где пропал сын сотрудников, странный шуршащий звук, преследующий жителей посёлка, жуткая Запретная зона. Приключения ребят на острове фантастичны, и в то же время в них слышится отзвук множества реальных проблем.

«Дети дельфинов» – не просто захватывающая фантастическая повесть. Это книга о взрослении, обретении друзей и о том, что в жизни каждого наступает момент, требующий взять на себя ответственность за свой мир. Славная книга, лучистая, изящная и тёплая.

Отзывы читателей:

• «Книга невероятная! И я, и сын прочли её с огромным удовольствием. …Читается легко и быстро, очень хорошо и светло написана».

• «Детство – это территория роста. Тамара Михеева никогда не забывает напомнить об этом. Любить и ненавидеть, делать выбор и принимать решения, нести ответственность и платить за свои ошибки нужно каждый миг жизни и прямо сейчас, потому что все мы – дети Солнца и Дождя, дети мудрых и красивых людей, Дети Дельфинов» (Знобищева Мария).



28. Назаркин, Николай Николаевич. Мандариновые острова : маленькая повесть / Николай Назаркин ; ил. М. Волохонской. – М. : Издательский Дом Мещерякова, 2013. – 111 с. : ил. – (NET. NA. KARTE).

С героями этой короткой повести мы уже знакомы по предыдущей книге автора «Изумрудная рыбка».

В новой повести герои – Коля Кошкин, Лёва Зинченко, Толя, Паша – немножко подросли, но по-прежнему большая часть их жизни проходит в больнице. Жизнь эта, прямо скажем, не очень весёлая. Коля об этом говорит так: «Делать ничего нормально невозможно, вот, хотя времени полно. Просто оно всё рваное какое-то, время. Кусочками. Потому что постоянно дёргают. То уколы, то осмотр, то рентген, то обедать пора. Никакой личной жизни».

И перспективы впереди не самые окрыляющие: «Этот раз последний для него в нашей больнице, в следующем году он уже во взрослую переходит». Вот как жить с такой перспективой?! А они живут. И находят, чему обрадоваться, чему удивиться, чем занять голову и душу. Эти мальчишки умеют на свою жизнь «объективно взглянуть, мужским взглядом».

И мужчины в них точно уже просматриваются, столько в них терпения, мужества, умения приходить на помощь.

Да что такое эти самые «мандариновые острова»? Дело в том, что наши герои живут в том времени, где ещё нет мобильных телефонов, ноутов, планшетов и т.д. Они не могут повисеть в соцсетях или порубиться в компьютерные игры. Но они придумывают свою игру, свой квест, который воплощают на листах ватмана (это бумага такая плотная, если кто не знает). На придуманных мандариновых островах начинает бушевать бурная жизнь со многими приключениями!

Но, честно говоря, невыдуманная жизнь этих мальчишек, их «приключения духа» цепляют куда сильнее. Одна читательница написала: «Стостраничную повесть я растянула на два дня – а хотелось на три!».



29. Никольская, Анна Олеговна. В самолёте со страусом: сб. : для чтения взрослыми детям / Анна Никольская. – М. : Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 223 с. – (Просто хорошие книги).

Автор о своей книге пишет так: «В моей новой книге «В самолёте со страусом» события происходят в приморском городке Северной Англии, но повествование ведётся от лица русской девочки, которая приехала туда «по обмену». Мне показалось интересным взглянуть на жизнь, традиции, домашний быт и обычаи англичан глазами нашей соотечественницы, девочки-подростка. Вилка ведёт дневник, в котором очень живо и темпераментно рассказывает о том, что с ней происходит каждый день. Первые годы жизни за рубежом я тоже вела дневник, поэтому во многом повесть получилась автобиографичной. Надеюсь, она вам понравится».

Читателям понравилось! Отзывы:

• «Эх, не могу не отметить с завистью: пронзительно-прекрасную вещь написал автор – цепкую, хваткую (в самом хорошем значении этих двух слов), с лёгким дыханием. Очень понравился ход с «допрыгались, голубцы», и как всё это блистательно отыграно-обыграно. Да и концовка отменная» (Валерий Роньшин, писатель).

• «Редко встречаются книги, в которых подросток предстаёт живым человеком, а не картонным персонажем. На мой взгляд, герои у Никольской – именно такие, им веришь, им сочувствуешь и отождествляешь себя с ними. Автор – для меня открытие, буду знакомиться с остальными её книгами» (Ольга Пряникова).



30. Раин, Олег. Слева от солнца : роман / Олег Раин; рис. Я. Ахметшиной. – Екатеринбург : Сократ, 2008. – 316 с. : ил. – (До пятнадцати и старше...).

Екатеринбуржец Олег Раин – лауреат Национальной литературной премии «Заветная мечта» 2007–2008 годов. Жанр фантастики – любимый у писателя, поэтому от повести с космическим названием «Слева от Солнца» ждёшь невероятных приключений. Они и начинаются, но только на Земле, в крохотной глухой деревеньке Соболевке.

Главный герой – 14-летний компьютерный гений Генка вскрыл сервер солидной фирмы и теперь вынужден прятаться в Соболевке от «крутых» ребят. Самоуверенный, успешный (есть даже приличный счёт в банке!) Генка очутился совершенно в другом, непривычном ему мире. Здесь нет ни машин, ни супермаркетов, ни коммерческих банков. Да что там супермаркетов! Электричества нет, сотовый телефон молчит, а Интернет вообще вспоминать не стоит! Каково здесь Генке, которого поначалу и подростком-то не воспринимаешь, а каким-то занудным существом неопределённого возраста, прокручивающим в голове схемы выгодных сделок!?

Но именно этот мир изменит Генкину жизнь, научит любить, заботиться, помогать. Не извлекать прибыль, как он привык, а принять на себя боль и сложные судьбы обитателей Соболевки.

Образы жителей деревни получились у писателя такими живыми, тёплыми, настоящими, что становится понятно, почему рядом с ними и Генка превращается в реального мальчишку-подростка. Четырёхлетний детдомовец Юрашка, знающий, что терминатор – «это такая граница на всех планетах. Слева темно, справа светло, а вовсе не робот». Маленький толстый Шурик, который «всех тётенек мамами называет». Десятилетняя хрупкая худенькая Варя, умеющая отлично плавать и спасшая тонущего Генку. Все они – «брошенки», по словам Вари: «Деревушка брошенная и мы брошенные. Ни родителей, никого».

Взрослые обитатели деревни стерпелись, свыклись с такой жизнью и ничего не пытаются изменить в ней. А Генка берётся за дело и преображает Соболевку. Ожившая деревня и Генкино стремительное превращение из заносчивого, высокомерного подростка в чуткого, сострадающего человека, пожалуй, и есть самые невероятные события в повести: разве под силу всё это подростку, пусть даже такому талантливому и деловому, как Генка?!

Но, может быть, дело в том, что он сумел понять, почувствовать, услышать, что же находится в людях «значительно левее» Солнца… Решайте сами.


Писатели в Интернете»

Адреса наших авторов в социальных сетях – на случай, если кому-то захочется пообщаться напрямую.

  1. Дневник Наринэ Абгарян
  2. Марина Аромштам на Facebook
    1. Ая Крестьева (Ая эН) во «ВКонтакте»
    2. Группа «Ая эН __Мутангелы»
    3. Официальный сайт Аи эН (заброшен, но кое-что интересное можно найти)
    4. Ая эН на Facebook
  3. Евгения Басова на Facebook
  4. Официальный сайт Эдуарда Веркина
    1. Группа любителей творчества Эдуарда Веркина
  5. Ольга Громова на Facebook
  6. Нина Дашевская
  7. Ксения Драгунская на Facebook
  8. Наталья Евдокимова (Ташка) на Facebook
  9. Сайт писателя Андрея Жвалевского
    1. Андрей Жвалевский на Facebook
  10. Евгения Пастернак во «ВКонтакте»
    1. Евгения Пастернак на Facebook
    2. Евгения Пастернак в «Живом журнале»
  11. Ольга Колпакова во «ВКонтакте»
  12. Тамара Михеева во «ВКонтакте»
    1. Официальный сайт Тамары Михеевой
    2. Тамара Михеева на Facebook
  13. Николай Назаркин на Facebook
  14. Анна Никольская во «ВКонтакте»
    1. Официальная страница детского писателя Анны Никольской
    2. Анна Никольская на Facebook
    3. Олег Раин на Facebook

    Отзывы читателей взяты с сайтов:

    1. Книжный магазин «Лабиринт»
    2. Издательский дом «КомпасГид»
    3. Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру»

Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru