454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
         

С семьей – по жизни

Все мы родом из детства, из своей семьи. Семьи бывают разные, и для каждого «семья» – это что-то своё, особенное. На страницах книг истории о семьях, детях, дедушках и бабушках, братьях и сестрах бывают смешными и грустными, веселыми и трагическими.

Мы выбрали 10 описываемых в художественной литературе семей и представляем их вашему вниманию.

Алексин, А. Г. Поздний ребенок (12+)

Издательство: Детская литература, 1976.

Леня - поздний ребенок. Родители сначала хотели мальчика, но родилась Людмила. И вот, через шестнадцать лет мечта родителей сбылась! Поздновато, конечно! Лене все время напоминают: «Ты – сюрприз! Ты - драгоценный подарок!»

«Я слышал, как некоторые взрослые говорят» «Я сумасшедшая мать! Я сумасшедший отец!» Мои родители не похожи на этих людей. Они абсолютно нормальные. И даже стесняются, что дрожат за каждый мой шаг. Поэтому они дрожат как бы в шутку, а не всерьез. Просто родители очень долго ждали меня. Вот, в чем все дело! О себе они не заботятся никогда. Даже удивительно: про меня все знают – что вредно, чего нельзя. Даже полезное может им показаться вредным. А на себя словно рукой махнули».

Счастливая семья, любящие, дорожащие друг другом люди. Но однажды Леня узнает новость, которая может разрушить покой его семьи, принести много боли его немолодым родителям. И, в то же время, сказать о ней обязательно надо. Серьезная, недетская ответственность сваливается на тринадцатилетнего Леню, которого все считают поздним ребенком, еще маленьким. Но сейчас семейное счастье в его руках.

Вестли, Анне-Кат. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик (6+)

Издательство : Детская литература, 1992.

В этой книге с большим юмором рассказывается о дружной семье, состоящей из папы – шофера, мамы, бабушки и восьми детей. Членом семьи можно считать и папин грузовик, потому что наравне со всеми он помогает справляться с теми жизненными трудностями, которых немало у этой семьи.

«Папа, мама и восемь детей жили в высоком каменном доме, в самом центре огромного города. И хотя семья была очень большой, их квартира состояла всего-навсего из одной комнаты и кухни. Ночью папа и мама спали на кухне, на диване, а дети – в комнате». Но разве можно разместить в одной-единственной комнате восемь кроватей? Так кроватей и не было! А было восемь матрасиков, утром эти матрасики убирались в один угол комнаты.

В этой комнате устраиваются детские праздники, на которые приглашаются друзья. Эта семья – очень дружная и счастливая. Папа и мама очень любят своих детей.

И неунывающей семье действительно улыбнулось счастье – наконец-то им удается купить большой дом за городом! Всем здесь хорошо! У каждого появляется своя комната.

В этой семье так хорошо, что расставаться с ними не хочется!

Киселев, В. Л. Девочка и птицелет (12+)

Издательство : Детская литература, 1988.

Внешне жизнь Оли вполне благополучна. Она очень любит маму и папу (хотя пап ей не родной). И в школе ее уважают. Это Оля увлекла ребят своей страстью к химии, вдохновила мечтой – создать искусственные мышцы для крылатой машины. Птицелет – великая тайна Оли и ее товарищей. У Оли все хорошо: есть и мечта, ради которой стоит жить, и дел интересных у нее немало. Но она уже не ребенок: Грустные, серьезные мысли часто омрачают ее душу. Да и можно ли быть вполне счастливой, если есть еще в мире горе, ложь и несправедливость? По-новому, с взрослой серьезностью размышляет Оля и о своих отношениях с матерью, отчимом и родным отцом.

В день рождения отчим ударил Олю. Она делает поспешные выводы: «Мама и отчим. Я всегда звала отчима папой, но теперь я поняла: он мне все-таки отчим. И завтра утром, когда он со мной поздоровается, я ему так и скажу: «Здравствуй, отчим!» или «Здравствуй, Николай Иванович!» Не папа, а Николай Иванович. Я ему никогда не прощу. Никогда!» Так она думает об отчиме, который любит ее как дочь. Отношения наладятся, но проблемы не исчезнут – появляется настоящий папа Оли. Ей придется решать очень много нелегких вопросов. А еще Оля сочиняет стихи. Они рождаются в ней неожиданно, иногда даже во сне, как ответы на те вопросы, что ее мучают.

Колпакова, О. В. Место силы: небольшая история о жизни семьи в период очередного кризиса, рассказанная детьми: Дмитрием (15 лет), Диной (13 лет), Лешей (8 лет) : повесть (12+)

Издательсто : Генри Пушель, 2010.

Пишет ли Ольга Колпакова короткие рассказы или повесть-сказку, в центре ее повествования всегда стоит любящая семья – Маленькое королевство, в котором все друг друга поддерживают и заботятся друг о друге, а все напасти можно преодолеть любовью и дружбой.

Вот и в этой повести рассказывается о семье, которая состоит из папы, мамы и трех детей: Дмитрий (15 лет), Дина (13 лет), Леша (8 лет). В стране кризис, который «слопал все отпускные деньги», и семья отправляется на машине в незапланированное путешествие по легендарному Аркаиму. Впечатления об этой поездке и легли в основу повести. Каждый из трех детей по-своему описывает это путешествие. А нам открывается очень многое из реальной жизни этой семьи.

Кризис задел каждого члена семьи, в том числе и детей. Старшие дети думают, прежде всего о том, как стать успешными, то есть, в их понимании, как разбогатеть. Но это кризисное путешествие переворачивает их представление об успешности и счастье, герои приходят к пониманию того, для чего человек живет и в чем главное богатство: «Правильно жить так: добрая мысль, доброе слово, доброе дело…». Члены этой дружной семьи рассуждают о том, где же «место силы». Папа убежден, что место силы «внутри человека», а мама пожелала, чтобы в их семье «местом силы» был папа, она, мама, – «местом любви», а дети – «местом радости».

Повесть написана в форме дневников, и это делает повествование еще более личным и проникновенным. В какой-то степени эту книгу можно назвать и познавательной, так как сведений об Аркаиме и его жителях здесь множество. Можно назвать ее и сказкой, и былью – каждый увидит в ней то, что сможет разглядеть. «Люблю сочинять так, чтобы было не только интересно или смешно, но и полезно», - говорит сама писательница.

Крапивин, В. П. Колыбельная для брата (12+)

Издательство: Детская литература, 1987.

Эта повесть о дружбе, о любви к близким, о выборе своего пути. Кирилл, герой повести, - надежный друг, брат и сын. Он не оставит в беде своего товарища, заступится, что бы это ему не стоило. И дома Кирилл всегда помогает маме, папе, братику Антошке, деду. Он очень любит свою семью, лишь на его руках и от его колыбельной засыпает Антошка.

«На третьем куплете Антошка засопел, словно убедившись, что ничего не страшно с братом, у которого есть такая суровая и непримиримая песня.

Кирилл с мамой уложили его в кроватку. Он спал так, будто и не плакал отчаянно десять минут назад. Улыбался своему крошечному сну. Светлые волосинки смешно топорщились. Сейчас он был милый, самый дорогой на свете Антошка…»

Кирилл не только хороший сын для матери и лучший брат для Антошки, но и для отца он любящий сын и настоящий друг. Обо всем на свете они могут говорить откровенно и прямо: «дорогой мой Кирилл, - медленно сказал отец, и Кириллу вдруг вспомнилась Зоя Алексеевна. – Человеческие отношения – это ведь не рынок, где торговля и обмен товарами: ты мне дал столько, я тебе за это столько… Нельзя так мерить… Отец обнял его за плечи…»

Кирилла в семье научили жить честно, поэтому в жизни ему приходится нелегко, особенно в школе.

Но, как бы не складывались обстоятельства, Кирилл знает – родители верят ему, и они на его стороне.

Михеева, Т. В. Легкие горы : повесть (12+)

Издательский Дом Мещерякова, 2012.

«Легкие горы» – книга нелегкая, но светлая. В центре повествования – девочка Дина, после нескольких лет в детдоме наконец-то обретающая семью. И так много на нее сразу сваливается: мама Катя и папа Сережа, новая бабушка Тася, двоюродный брат Юрась, дяди, тети, а также другие родственники, друзья и знакомые. И все (разве что кроме Вики) ей рады и очень стараются, чтобы девочка по-настоящему почувствовала себя «своей», родной.

Но главное, она попадает в удивительное место – Легкие горы (а после – в прилегающий к ним город Лесногорск), царство сосен и возвышенностей. Здесь можно быть капитаном корабля или смотрительницей маяка, найти свою сосну и изведать невероятные приключения (очень по-доброму и мягко описанные автором). Гулять у реки с Юлой (собака бабы Таси), плавать на лодке туда, где цветут кувшинки, или слушать вечерами у костра волшебные сказки деда Телятьева.

Конечно, не все происходит гладко. И боль, и радость – все полно и неотделимо одно от другого. Уход из семьи папы Сережи, который вдруг почувствовал, что не может воспитывать приемную дочь, выглядит как большая, но вполне человеческая ошибка. А осознание Диной (Динарой) того, что она не русская – тоже не самое страшное открытие. Смерть деда Телятьева – грустное и даже горькое событие, все же не вовлекает героев в беспросветную тоску.

Все-таки Дина обрела семью, новую большую семью.

Автор рассказывает историю о том, как чужой ребенок может прижиться и стать своим, отогреться в любви и научиться делиться теплом с другими.

А еще в повести звучит важная мысль: «Воспитывать не надо – надо просто жить вместе». Ведь никто не виноват в том, что иногда дети теряют родителей, однако можно исправить другое: взять ребенка к себе в дом, назвать его своим и дать ему будущее. А трудности, страх и ошибки будут всегда, и уйти от них вряд ли удастся, но ведь это не страшно, если рядом люди, способные любить и понимать тебя по-настоящему.

Нестлингер, К. Само собой и вообще: семейный роман, где есть, о чем поразмыслить и над чем посмеяться (12+)

Издательство : Самокат, 2017.

Только представьте себе ситуацию: семья на грани распада, родители постоянно ссорятся, дети, особенно младший, Шустрик, уже и вспомнить почти не могут, что такое мирная семейная жизнь. Мало того – они узнают, что у отца есть новая подружка!

Повествование ведется от лица детей; каждый по очереди представляет своё видение происходящего. «Раньше, когда я была совсем ребёнком, я верила, что взрослые разбираются в жизни, – размышляет Карли. – Но на самом деле взрослые очень часто не знают, что делать, и в голове у них полнейший сумбур».

Когда все вокруг летит в тартарары, надо брать дело в свои руки, за то, что тебе дорого, надо бороться! Именно так решают дети Поппельбауэр: 15-летняя Карли, 13-летний Ани и даже малыш Шустрик. «Господин судья, не давайте развода супругам Поппельбауэр, потому что мы, дети, против. А нас трое. То есть счет 3:2 против развода». Но, кто же слушает детей, родители все равно разводятся…

Трудно смириться, что папа ушел к какой-то «Рыбе Вильме», (чем она лучше мамы?!). Трудно смириться, что приходится из своего дома переезжать в неуютную съемную квартиру. А главное, трудно смириться с недолговечностью человеческих привязанностей, с тем, что, оказывается, все заменяемо!

Тяжело это все переварить; на какое-то время Ани даже становится отшельником, спрятавшимся от всех и вся в шалаше, построенном посреди комнаты.

Но постепенно открывается, что в этой истории нет «плохих» и «хороших», и нужно не ждать радикального решения проблем, а вырастать из них и жить дальше. Таков совет Кристины Нестлингер. Но, как же это бывает непросто!

Парр, М. Вафельное сердце : повесть (12+)

Издательство : Самокат, 2013.

Эта книга про счастливую-пресчастливую, большую семью, где есть мама и папа, братья и сестры, дед и замечательная Баба-тетя. Кто зайдет в этот мир, точно не захочет из него выходить!

Причем, это вовсе не «сладкий остров»; здесь есть место и страданиям, и переживаниям, и смерти.

Уходит, например, навсегда, насовсем мудрая, любимая, не умеющая не улыбаться Баба-тетя, которая радовала детей неподражаемыми вафельными сердечками по собственному рецепту.

«- Дед, я так ужасно скучаю,– сказал я под конец и снова заплакал.

Тогда дед посмотрел на меня серьезно и сказал, что скучать по кому-то – это самое прекрасное из всех грустных чувств».

Невозможно грустно, когда нас покидают любимые люди! Но даже грусть в этой книжке отдает необыкновенной теплотой, потому что все здесь дышит любовью и заботой друг о друге.

Здесь причитающие традиционно по поводу каверзных проделок детей, но такие милые мамы! Здесь папы, которые многое умеют и способны съедать за тебя нелюбимую вареную капусту и морковку. Здесь дед, который с невероятным азартом готов принимать участие в детских затеях. Умные, понимающие, умеющие прощать и щадить, взрослые.

Кажется, ничего особенного – простая, обычная жизнь. Но кто бы знал, как это трудно – поддерживать такие семейные отношения, такое счастье!

От читателей:

«Замечательнейшая книга! Вот именно так, в превосходной степени, с придыханием, взахлеб!».

«Потрясающе. Выдохнуть и учиться печь свои вафельки для самых дорогих и близких».

Патерсон, К. Великолепная Гилли Хопкинс : повесть (12+)

Издательство : Нарния, 2007.

У Гилли Хопкинс нет семьи – она воспитанница приюта, хотя мама у нее где-то есть. Гилли три раза отдавали в приемные семьи, но она, как тот колобок, уходила из них. Она не желает быть приемной, она хочет свою семью. Поэтому, правдами-неправдами узнав местонахождение своей матери, она упорно, управляя другими и избавляясь от них, продвигается в нужном направлении.

Одним из перевалочных пунктов на ее пути становится дом миссис Троттер, новой приемной матери. Гилли сразу все здесь не понравилось: ветхий домик, много пыли, убогая обстановка, испуганный мальчик в очках, (тоже приемыш), слепой негр-сосед, который приходит к ним ужинать. В общем, дыра, в которой Гилли не собиралась долго задерживаться. У нее были заготовлены «приемчики», которые быстро заставляли новых «мам» отказываться от нее.

Удивительно, но «сорванец», «чудовище», как аттестовали девочку миссис Троттер, не напугало ее. Толстуха Троттер обладала удивительным даром – умением любить не за что-то, а просто так. И Гилли только здесь впервые в жизни почувствовала, как это, когда тебя любят: не «несут ответственность», не «воспитывают», любят.

Эх, кабы знать ей, что так все повернется, разве запустила бы она в действие свой «план», который в конечном итоге вырвал ее из неродной, но такой бесконечно родной семьи!

Но, может быть, уже сама Гилли способна согреть и преобразить пустынное, остывшее пространство своей кровной семьи?

Патерсон, К. Мост в Теравифию (12+)

Издательство : Нарния, 2003.

Ребенок не выбирает, в какой семье родиться, и принимает ее такой, какая она есть. Но, подрастая, он начинает наблюдать и сравнивать. Именно так происходит с Джессом.

Семья Джесса – обычная фермерская семья в округе Колумбия, едва сводившая концы с концами. Но дело даже не в этом. А в том, что в семье нет уюта, покоя, радости друг от друга и друг для друга. Мама Джесса все время жалуется на бедность.

Но вот соседями семьи Джесса становится новая семья, в которой растет девочка – сверстница Джесса – Лесли Берк. Подружившись с ней, мальчик входит совсем в другую семью, с другими отношениями. Лесли хотела научиться понимать отца, но не знала, как это сделать, а «Джессу и в голову не приходило, что родители хотят, чтобы их понимали, с таким же успехом можно было подумать, что сейф в Миллсбургском банке просит открыть его. Родители такие, как есть, не наше дело их разгадывать. Странно, когда взрослый дружит с ребенком. У него – свои друзья, а у нее пусть будут свои».

Дружба с Лесли, а потом тяжелая утрата новой подруги, помогли Джессу понять: ничто не падает с неба – дружба, любовь, тепло, понимание требуют большого труда души, если ты хочешь, чтобы в твоей жизни это было.

Лесли открыла Джессу Теравифию – волшебную страну с королями и рыцарями, законами чести и долга. А Джесс станет проводником в Теравифию для своей младшей сестренки...


Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru