Строительство этого дома было начато оренбургским купцом А.В. Бреслиным в 1898 г., закончено в 1903 г.
Аврум Беркович Бреслин — личность приметная. Он являлся представителем Челябинской хлебной биржи в Восточном порайонном комитете, входил в биржевой комитет, был председателем общества взаимного кредита, старшиной городского общественного собрания и председателем правления синагоги.
Короче говоря, Аврум Беркович был состоятельным и уважаемым человеком. Особняк он построил как доходный дом. Здесь сдавались квартиры, размещались типография и переплетная мастерская, которыми ведала его супруга Л.Б. Бреслина.
Наиболее приметным «квартирантом» красивого особняка являлась редакция газеты «Голос Приуралья», издателем которой был сам Бреслин. Здесь она и печаталась.
Из советских «квартирантов» особняк Бреслина дольше всех занимал Театр юных зрителей. После переезда ТЮЗа в бывший Народный дом, здание в стиле модерн занял Камерный театр.
Когда проводили ремонт и реставрацию особняка, в подвале наткнулись на засыпанный подземный ход. Он вел к площади Ярославского, в прошлом Соборной, где находился Христорождественский собор. Возник вопрос: к чему понадобилось председателю правления синагоги прокладывать подземный ход к христианскому храму? Досужие на версии краеведы сразу вспомнили легенду. Как известно, Миасская долина весьма и весьма золотоносна. Недаром ее причисляют к «златотекущему рифейскому потоку», о котором упоминал отец истории Геродот. В прошлом веке долину именовали «уральским Клондайком», особенно в верховьях реки. И челябинскую округу озарила золотая слава. Память о ней до наших времен живет в названии Золотой горы. Правда, сейчас эта гора больше известна ужасами сталинской эпохи. Здесь захоронены жертвы репрессий.
А легенда такова. Пришел будто бы в городскую думу состоятельный господин и попросил в аренду Соборную-Торговую площадь. Предлагал хорошие деньги за аренду. Но ему отказали. Ведь это главная в городе площадь, и главный храм на ней. Что за блажь пала в голову воротиле? А будто бы он хотел золото здесь добывать. Вот и появились толкователи: а не был ли тот богач Бреслиным? Может, потому и поставил он здесь свой особняк, когда отказали ему в аренде? А потом из подвала особняка прорыл ход к золотым жилам? Никаких доказательств правдивости подобных предположений, конечно же, нет.
Сегодня особняк смотрится несколько иначе. Небольшой пустырь рядом с ним заполнился новоделом в том же стиле модерн. У особняка Бреслина появился пристрой, выходящий большей частью окон на улицу Карла Маркса. Старинное здание и новострой создали органичный угловой архитектурный ансамбль.
По материалам статьи А. Моисеева