Включить версию для слабовидящих

Геоглиф Лось

В Челябинской области находится самый большой в мире рисунок, который создан людьми на поверхности Земли. И это уже доказанный учеными факт. В Саткинском районе, недалеко от озера Зюраткуль, раскинулось гигантское рукотворное изображение Лося размером 250 на 250 метров. Общая протяженность линий этого «портрета» составляет... 2 километра. 

Называются подобные макрокартины геоглифами. А самые популярные из них находятся в пустыне Наска, что в Перу. Изображения Паука, Обезьяны и Кондора можно увидеть только с высоты птичьего полета. Известен миру также 110-метровый рисунок древней лошади в Англии. Однако наземных «картин» такого размера, как наш южноуральский Лось, в мире еще не находили.

Дополнительную сенсационность открытию добавляет то, что, по предварительным данным, этот геоглиф еще и самый древний на планете (VI–I тысячелетие до н.э.). Правда, природа за долгие века потрепала наше изображение чуть больше, чем его зарубежных собратьев. Если перуанскию макроэтюды видны совершенно четко, то «картина» Лося поросла деревьями, а некоторые черты ее стерлись. 

Вообще обнаружили странные линии уже давно, однако, что они означают, разъяснить никому не удалось. На помощь пришел научно-технический прогресс. Несколько лет назад, изучая снимки Саткинского района со спутника, ученый Александр Шестаков заметил, что «неестественные» контуры складываются в общую картину зверя. По хорошо сохранившейся нижней части рисунка можно было предположить сразу, что это парнокопытное животное. Однако понадобилось еще некоторое время, чтобы свести все данные воедино и определить, что на земляном холсте изображен именно Лось.

Впрочем, утверждать со стопроцентной уверенностью, что эти линии – дело рук человека, было еще рано. Природа, как мы знаем, может выкинуть и не такие фокусы. Однако раскопки, проведенные в 2011 году, подтвердили теорию. На Зюраткуле находится рукотворный геоглиф. Оказалось, что под слоем земли линии рисунка аккуратно выложены из камня. 

В данный момент решается, как именно «возродить» портрет животного целиком. Высказывается, например, идея раскопать доистоические линии. И тогда геоглиф предстанет перед туристами практически в первозданном виде. Однако существует риск того, что люди со временем попросту растащат всю композицию по частям. Второй вариант либеральнее: запустить по контуру рисунка туристическую тропу. Так приезжие гости смогут, с одной стороны, оценить все величие картины, пройдя ее целиком, а с другой – «протоптать» контур.

Зачем нашим дальним предкам нужно было создавать такие полотнища, до сих пор загадка. Ведь на один такой рисунок надо было потратить огромное количество времени и сил. Версий на этот счет выдвигается масса. Кто-то считает, что это гигантские древние календари, кто-то называет геоглифы посадочными площадками для инопланетян или даже иноземным творчеством... Более реалистичной кажется версия, что это один из самых необычных видов поклонения древним божествам. Жившие здесь когда-то финно-угорские племена считали лося сакральным животным и, «в благодарность», создали его гигантский портрет. К тому же южноуральский геоглиф поразительно похож на созвездие Лося, которое было отмечено на древних звездных картах. 

Не исключено, кстати, что в скором времени эта невероятно огромная картина может стать главной достопримечательностью Южного Урала.

Дополнительные интересности: 

  • Люди создают геоглифы по сей день. Особо отличаются все те же пераунцы. Но сейчас это, в основном, тексты различного содержания – от лозунга «Да здравствует Перу!» до избирательных призывов и рекламы. Видимо, у граждан этой южноамерканской страны делать геоглифы уже стало генетической привычкой.

  • Ноги южноуральского Лося ориентированы к вершине хребта Зюраткуль, а спина и рога – к одноименному озеру. Кстати, увидеть наш геоглиф, в отличии от перуанских, можно не только с вертолета или самолета. Спасибо Уральским горам за это – с хребта можно разглядеть часть великого рисунка.

Антон Первухин


Возврат к списку

К началу страницы