454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

«Детские семейные сказки»

Все сказки в мире – детские, потому что только дети по-настоящему безоглядно верят в сказочный вымысел.

Все сказки хорошо звучат в семье – не только дети, но каждый найдет в них что-то свое; ведь сказки всегда говорят о самом главном в человеческой жизни: о выборе, о судьбе, о любви.

Но здесь мы собрали для вас несколько сказок, где события разворачиваются именно вокруг семьи и детей. Так что:
С добром и лаской –
Пожалуйте в сказки!

  • Андерсен Г.-Х . Дикие лебеди.
Как грустно и горько, когда кто-то выпадает из семьи! А если этот «кто-то» вовсе не кто-то, а мама, на которой в семье держится весь ее мир, то совсем плохо… Увы, не всегда отец оказывается способным защитить своих детей! И тогда на место берегини-матери заступает дочь. Сестра своим одиннадцати братьям, она защищает их и спасает от беды так же самоотверженно, как спасала бы мама. Тревожным и нежным «эхо» перекликается эта сказка со сказкой нашего любимого А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане.
Как счастливо начинается эта сказка! Такая красивая семейная пара – царь Салтан и его молодая царица! И как все грустно, (на годы!), разрушено… И кем же? Родными людьми, близкими родственниками! В этой сказке много уроков и один из них – молодой семье лучше строить свое, суверенное семейное пространство, непроницаемое для постороннего взгляда и вмешательства. А как тоскует сын по отцу, им не разу не виденному, как тянется к нему, готовый в любом облике лететь за море, чтобы с замиранием сердца уловить на лице отца «грустную думу» – о них с матерью, конечно о них!

  • Аксаков С.Т. Аленький цветочек.
Это сказка, в первую очередь, о «красавице и чудовище» – о настоящей любви, снимающей и рассеивающей самые страшные чары. Но это еще и сказка об отцовской и дочерней любви. Три любимых дочери у купца, но как по-разному отвечают они на отцовскую любовь! Старшие, видя печаль отца, беспокоятся, «не потерял ли он своего богатства». А младшая не находит себе места от беспокойства за батюшку и, не задумываясь, берет на себя беду, в которую он попал. Наверное, умение любить – тоже талант, притом из самых редкостных!

  • Шварц Е. Два брата.
Семья – это не только родители и дети. Это – дети и дети! Братья и сестры – и оттого, как складываются их отношения, очень многое в семье зависит, зависит или семейный лад или семейный разлад. В семье все должны быть нужными друг другу. Зачем семья, если в ней друг другу говорят: «отстань», «уйди», «надоел»? Так часто говорил в этой сказке Старший брат Младшему, и случилась от этого однажды большая беда…

  • Янсон Т. Сказки о муми-троллях.
Эти сказки – об идеальной семье. Недаром серьезная критика назвала их «детской утопией», не веря, что так может быть на самом деле. Что же там такого утопического?
Муми-мама – на все сто процентов мама и счастлива этим! Она любит свой дом и наполняет его теплом и покоем (хотя вокруг нее шум детских игр, беготня и кутерьма!). Для нее нет ничего важнее ее «дорогого муми-сыночка». И ее любовь – это не только вкусные оладушки и микстура от животика, но готовность в любое время принять в доме друзей сына (весьма многочисленных и шумных!), способность понять все, даже когда ничего не сказано словами – ведь детское сердце часто «безъязыко»! И это – «утопия»?! Значит что-то не так в нашем мире… Мамы! Будем мамами! Пусть станет реальностью детская сказка!

«ЧЕМПИОНАТ ПО ЧТЕНИЮ В СЕМЬЕ»

Семейное соревнование в чтении – вещь чрезвычайно полезная, потому что в этом соревновании нет и не может быть проигравших. Если читаешь, то независимо от места на семейном читательском пьедестале, обогащаешь ум и душу, находишь интересные читательские тропы, обретаешь авторов-любимцев и героев, навсегда западающих в душу.

По каким номинациям может проходить «соревнование по чтению» в семье?

– По технике и выразительности чтения в формате «чтения с листа».

Тексты для чтения лучше взять простые и легкие для воспроизведения, но, в то же время, яркие и выразительные. Подскажем несколько возможных текстов для подобного соревнования:

  1. Сутеев В. Сказки

  2. Голявкин В. Тетрадки под дождем

  3. Шилов Н. Диалоги Петрова (или другой его любой сборник стихов).

В этом виде соревнования у ребенка должна быть определенная фора во времени, так как техника чтения у него менее наработана. Момент первичного зрительного охвата текста для взрослого может быть 30 сек., для ребенка – 1 минута. Желательно в игре использовать песочные или капельные часы для большей наглядности и обострения азарта соревновательности.

– Соревнование по прочности и стойкости читательской памяти.

Проводится на основе одного, прочитанного всеми членами семьи, текста. Текст выбирается в зависимости от возраста ребенка, но нужно также, чтобы он был «долгоиграющим» и проходил также через читательскую жизнь родителей.

  • Например, для 6-8- летних это могут быть: трилогия А. Линдгрен о Малыше и Карлсоне, или «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, либо «Приключения Буратино» А. Толстого.

  • Для 10-12-летних: Приключения Алисы Селезневой К. Булычева, «Незнайка на Луне» Н. Носова или его рассказы про Мишку и Колю, «Приключения Тома Сойера» М. Твена.

  • Для 13-14-летних: «Рассказы о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойля, «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсона, «15-летний капитан» Ж. Верна, «Повести Белкина» А. Пушкина, «Понедельник начинается в субботу» А. и Б. Стругацких и т.д.

Каждый член семьи по избранной для соревнования книге готовит вопросы соперникам, (количество вопросов оговаривается, обычно 3-4). Вопросы – на детали и подробности сюжета, портретные и поведенческие характеристики героев, предметику и атрибутику художественной реальности данной книги. Выигрывает тот, кто ответил на большее количество вопросов соперников.

Для примера-ориентира, даем вопросы по сказке Н. Носова «Приключения Незнайки»:

- Как назывался народец, живущий в Цветочном городе?

- Самая приметная деталь костюма Незнайки?

- На каком топливе работал автомобиль Винтика и Шпунтика?

- Каким творческим профессиям пытался обучаться Незнайка? И др. в том же духе.

Следует учитывать, разумеется, некоторое неравенство интеллектуальных «весовых категорий» ребенка и взрослого. Может быть, ребенку младшего возраста в этом виде соревнования придать «тренера-консультанта» (бабушка, дедушка, тетя, дядя, двоюродный брат или сестра), помогающего в составлении и формулировании вопросов.

– Соревнование по «втыканию», то есть, умению разобраться в незнакомой книге методом «тыка» (в титульный лист, предисловие или послесловие, страничку из начала, серединки и конца).

Для этого соревновательного тура избираются нечитанные членами семьи книги по количеству участников – либо из семейной библиотеки, либо взятые у друзей и родственников, либо в ближайшей библиотеке. Оговаривается время «налета» на книгу, например, 5-7 мин. (опять-таки, у ребенка здесь может быть временная фора). После истечения времени, каждый рассказывает о своей книге: про что книга, о каком времени, о каких событиях, кто герои, в каком жанре книга, свое ощущение – интересная книга или не очень и т.д.

Чтобы оценить результативность «тыков» каждого участника, желательно избрать «рефери-эксперта» – он предварительно знакомится с соревновательными книгами и выносит решение в пользу того или иного участника.

Завершением соревнования может стать супер-марафон на выявление общего читательского кругозора. Он проходит в форме аукциона, когда каждый из соревнующихся по очереди называет заглавия книг, им прочитанных. Побеждает тот, кто последним, когда все уже выдохнутся, называет последнюю книгу.

Следует иметь в виду, что читательский опыт ребенка по определению меньше, да и реактивность памяти у него менее совершенна. Поэтому, желательно уравновесить соревновательные возможности. Например, можно дать ребенку возможность три раза при затруднениях просить помощь друга (по его выбору).

По совокупности результатов всех соревновательных туров, объявляется чемпион по чтению в семье.

Еще одно существенное замечание. Не нужно специально выстраивать игру так, чтобы непременно победил ребенок. «Поддавки» лишают игру настоящего азарта и напряжения, которые составляют соль любой игры.

Потом, ребенок должен увидеть читательские перспективы, удивиться родителям в роли читателей. А чтобы у ребенка все же осталось чувство удовлетворения и гордости после игры, мы придумаем для него какую-нибудь специальную наградную номинацию: «самый многообещающий читатель», «читательская надежда семьи» и т.д.

Если же честно победит ребенок, а такое вполне возможно, ведь объективно ребенку приходится читать чаще и больше нас, то следует достойно вознести его на пьедестал. А взрослым будет повод задуматься о том, чтобы «поднажать» в смысле чтения!

«СЕМЕЙНАЯ СТИХия»

Отношения мамы и ребенка начинаются с ритма: бьется мамино сердце, внутри у мамы ему вторит сердечко малыша, выбивая общий ритм. Потом этот ритм перейдет в мамины песенки и прибаутки, обращенные к дочке и сыночку. Теперь ясно, почему все дети так любят стихи! Давайте с малышами поговорим стихами!

  • Чуковский К.И. Стихи и сказки.
Самые проверенные стихи! Очень легко воспринимаются детьми, потому что написаны в любимом стихотворном размере всех детских «экикик» – хорее.
А сколько в них живописности, сколько энергии, какая событийность! Для малышей это первые в их жизни драмы и комедии.

  • Михалков С.В. Стихи для детей (любое издание)
Большая часть стихов написана давным-давно, через них прошли многие поколения российских детей, а стихи ни сколько не устаревают! Наверное, потому, что в детской природе во все времена есть нечто неистребимо общее : и детская наивная хитрость («…у меня опять, 36 и 5»), и детская безоглядная упрямая вера в себя («Фома»), и детское необузданное фантазерство («Рисунок»).

  • Берестов В. Опушка. Школьная лирика (или любое другое издание).
Когда Вале Берестову было 9 лет, его детские стихи с одобрением отметил сам С.Я. Маршак. Называлось то давнее стихотворение «Кабачок» и звучало так:
Лежит рядочком с брюквою,
И кажется вот-вот,
От счастья громко хрюкнет,
И хвостиком махнет.
Здорово, правда? Стихи уже маститого поэта Берестова нисколько не потеряли в своем обаянии. У Берестова замечательно живая и объемная память детства. Его стихи – лирическая автобиографическая повесть о детстве, отразившая его пронзительно-счастливые моменты. Например, «Купание», в котором замечательно передан ужас и восторг младенческого купания, когда «…схватили, раздели, разули тебя без стыда. Ты ввергнут в корыто, на темечко льется вода…». У тебя перехватывает дыхание, глазенки зажмурены от ужаса и натиска, с которым «мамины руки играют тобою, как буря». Но при этом ты «хоть не знаешь причины и смысла событий, но веришь в добро, бултыхаясь в гремящем корыте»!
Поэтизируя мгновения детства, Берестов дает нам с нашим ребенком заново пережить их во всей их прекрасной неповторимости.

  • Мориц Ю. Большой секрет для маленькой компании (или любое другое издание)
Герой стихов Юнны Мориц – маленький и очень симпатичный человек. Кстати, он чаще всего носит имя Ваня – так зовут любимого внука поэтессы, вернее, «поэтки», как она сама себя называет. Лирический герой Мориц любит все живое и «самолету за облаками» всегда предпочтет пони «с длинной челкой из черного шелка», потому что «пони так легко обнять руками и так прекрасно обнимать его!» Он – человек ответственный и умеет постоять за тех, кого любит: за «козочку Розочку», за ягненка, за галку, охрипшую на ветру, (ей поскорее надо дать «большую булку, чай горячий и малину»!). А еще, он замечательный фантазер, у которого «сто фантазий в голове» - одна интереснее другой. Юнна Мориц и ее герой приглашают и нас:
« Помечтай со мною вместе,
Будет их не сто, а двести…».

Подключайтесь, не пожалеете!

«СЕМЕЙНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»

Книгу образно именуют так – «корабль мысли». Это уникальный транспорт! Он свободно доставит и в космос, на загадочную планету, и в морские глубины. На уникальный «Наутилус» и в параллельные миры, и в сказочные страны. Какому скажите, туристическому агентству снилось такое?! Итак, «BOOK-TREVEL» предлагает вашему семейству уникальные маршруты литературных путешествий – и совершенно бесплатно!

  • Даррелл Д. Говорящий сверток.
Это путешествие в потрясающую страну – Мифландию. В ней живут те самые фантастические существа, которые нас так завораживали в сказках: драконы, ведьмы, русалки, единороги и прочий удивительный народ. Представляете, какая здесь идет насыщенная жизнь? Будете путешествовать, не зевайте – здесь всякое может случиться…

  • Фаллада Г. Фридолин – нахальный барсучок.
А теперь – путешествие в мир наших «меньших братьев». Хотите – посетим лисью нору, а потом побываем в барсучьей. С ее кладовочками и отнорочками. Фридолин покажет нам свои излюбленные охотничьи тропы и обучит своим коронным приемчикам – как провести фермера вместе сего хитрыми ловушками и умными книгами Брема. Ведь он на самом деле – нахальный барсучок!

  • Майн Рид Т. Морской волчонок.
А теперь – экстремальное путешествие для самых смелых и рискованных! Путешествие в замкнутом пространстве – в трюме корабля, заваленного многотонным грузом. Задача – пробраться к люку, отвоевывая с боем каждый сантиметр пространства, воюя с крысами, голодом и жаждой. Экстрим еще тот! И исход непредсказуем до самого конца…

  • Линдгрен А. Мы все – из Бюллербю.
Для расслабления – идиллическое, патриархальное местечко. Хутор Бюллербю в Швеции: 5 домов, человек 15 жителей. Ни компьютеров, ни телевизора, ни мобильников. Но дети здесь живут так радостно, так наполнено, что завидки берут! Они замечательно умеют придумывать игры – здесь можно здорово «подзарядить батарейки» своей игровой фантазии. А то они у нас, кажется, уже совсем «сели»! Главная трудность этого путешествия – не хочется отсюда уходить, так и тянет остаться!

  • Ларри Я. Необыкновенное путешествие Карика и Вали.
Новое фантастическое предложение – путешествие с уменьшением! Выпиваем раствор профессора Енотова и становимся меньше муравья! А потом попадаем в страну дремучих трав, где нас поджидают хищные цветы, питающиеся кровью… Страшно? То ли еще будет! Нас может похитить и заключить в своем воздушном замке-колоколе паук аргиронет, а пчела-осовидка попробует сделать из нас колбаску для своего будущего потомства. Впрочем, все не так плохо! Будет много яркого, приятного, жгуче интересного! Попробуйте, такой шанс бывает раз в жизни!

Составитель – Сафонова Н.К., кандидат педагогических наук, главный библиотекарь ЦДБ им. А.М. Горького


Файл документа:  Загрузить

Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru