454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

Старые-новые книжки

Размышления над стопкой книг Константина Сергиенко

Ах, как испортила нас современная индустрия потребительских товаров! Мы не успеваем привыкать к вещам, обживать их, родственно присваивать. Потому что во след им уже движутся армады все новых и новых, еще более стильных и привлекательных вещей, агрессивно навязываемых нам всепроникающей рекламой.

Особенно больно этот новый стиль жизни ударяет по книжкам. И здесь мы тоже начинаем отдавать предпочтение новеньким, в блестящих лакированных обложках, с хрустящими гладенькими страничками. Книга тоже начинает восприниматься как предмет прежде всего материальной культуры и рассматриваться с точки зрения потребительских свойств. А неповторимый голос книги, встающий за ее страницами уникальный мир – это уходит на второй-третий план. И сколько книг, вынужденно грустно-молчаливых, отчаянно смотрят на нас с полок, потому что они не «новенькие»!

Эти грустные мысли пришли мне в голову, когда в запаснике я наткнулась на маленький рядок книг Константина Сергиенко. Изданные в конце 70-х и 80-е годы, они, по существу, не успели до того, как грянула «перестройка», перестроившая в нашей жизни все и вся, походить по рукам читателей. Они стоят на полке по-прежнему новенькие и крепенькие с виду.

Повесть «Кеес Адмирал Тюльпанов» с замечательным подзаголовком: «Опасные и забавные приключения юного лейденца, а также его друзей, рассказанные им самим без хвастовства и утайки». Герой повести – двенадцатилетний мальчик Кеес становится участником одного из самых драматичных эпизодов нидерландской революции 16-го века – осады города Лейдена испанцами в 1574 году.

Сам герой задорно окликает нас на первой же странице: «Здравствуйте все, кому не лень читать книжки! А кому лень – тоже здравствуйте, потому что, хоть вы уснули на первой странице, я все равно вам приснюсь и так ущипну, что вы подскочите!».

И ущипнет, и подскочите, и не уснете точно! Потому что ждут вас здесь необыкновенно яркие, экзотические впечатления, головокружительные хитросплетения сюжета, где приключение приправлено детективом, а историческая интрига любовной. Между прочим, будет здесь и «русский след», так как отец Кееса, волей недоброго случая попадет в новгородские земли, откуда возвратится вместе с девочкой Эле-Елкой-Еленой из русских земель.

А в повести «Увези нас, Пегас!» мы попадем в самое пекло гражданской войны в Северной Америке. И тоже нам здесь зевать не придется,(пекло же!), успевай поворачиваться, настолько стремительно несет нас сюжет, настолько силен напор событий.

Повести и романы «Бородинское пробуждение», «Ксения», «Тетрадь в сафьяновом переплете» приземлят нас на родную почву – мы перелистаем интереснейшие страницы российской истории. Мне, например, всегда хотелось знать о судьбе Ксении Годуновой – и вот роман «Ксения» выполнил мое желание! А в какой клубок тайн попадаем мы, читая  «записки Дмитрия Почивалова, сделанные им во время путешествия по Малороссии и Тавриде в 1786 году» (повесть «Тетрадь в сафьяновом переплете»). Тайны эти связаны с туманными сведениями о внебрачной дочери императора Петра Федоровича. «Бедная Настя», героиня «записок» Анастасия Черногорская, становится невольной заложницей этой легенды. Вот уж удивительно, что эти «записки» не попались нашим производителям сериалов, вольно бы им было тут разгуляться!

В этом рядочке крепеньких и чистеньких книжек, (увы, видимо, не знавших до меня читательских рук), одна стояла особняком. Вот она была точно видавшая виды – в бумажной обложке, с загнутыми уголками страниц, клееным переплетом.

Признаюсь, я люблю такие книги! От них исходит особая энергетика, как будто творческая энергия автора умножается энергией читательского постижения.

Книжка совсем небольшая – всего 62 страницы, называется «До свидания, Овраг» и подзаголовок: «повесть о бездомных собаках».

Сердце мне тут же сказало: «мое!», потому что я страстная «собачница» – через мой дом прошли в разные годы разные собаки, и сейчас у меня живет чудесное чудо – черная дворняга с белой семерочкой на груди по имени Боня, взятая нами в «Потеряшке» (такой звериный благотворительный фонд).

И книжка не обманула моих ожиданий! Я наслаждалась каждой строчкой, по старой, еще детской привычке, меряя, сколько осталось и жалея, что уже мало!

Интересно, что книга издательством,(кто же ее там читал и решал!), замаркирована как книга «для старшего дошкольного возраста»! Видимо, тех, кто решал читательский адрес книги, обманул простой, прозрачно-ясный стиль повествования. Простая интонация, короткие, нераспространенные предложения, никаких изощренных тропов. А как же могло быть иначе?! Повесть-то рассказана от имени бездомного пса по имени Гордый.

Просто и безыскусно передает Гордый ежедневное течение жизни в Овраге, который бездомные собаки избрали своим обиталищем. Идут дни, сменяются сезоны и мы видим, как по-своему, по-собачьи, осознаются и видятся герою эти смены.

Вот лето: «Приближалось время пушариков. Есть такой белый цветок. Дунешь на него и он разлетится на много крохотных пушинок. Бегать за такой пушинкой и ловить ее на нос – старая собачья игра».

А вот осень: «бывают дни, когда небо хворает мокрой лихорадкой. С него так и сыплется мелкая вода. Все набухает, становится скользким, блестящим и люди ходят с большими скорлупками над головой».

К осени ближе «наливаются грустью собачьи глаза» – впереди время холодное и голодное. В это время особенно мечтается о доме, о тепле, ласкающем собачий бок, о «своем Человеке» – друге, способном тебя понять, полюбить, защитить.

Как пронзительно тоскливы лунной осенней ночью овражные песни собак – послушайте!

«Начинает Крошка. Он садится, подняв к луне острую мордочку, и выводит тоненьким голосом:

- Ах, я Крошка, я белая собачка, я просто живу и живу!

- А я ученый, я умный, – подхватывает грубым голосом Головастый. – Я славные песни пою!

За Головастым начинает Бывшая Такса;

-Ох, я Такса, Бывшая Такса, где же вы, детки мои? – В такие минуты Бывшая Такса вспоминает своих щенков.

Тут и Хромой подвывает:

-Дайте Хромому, подайте Хромому, киньте хоть маленький осколочек луны!

И после всех, с блестящими глазами и вытянутой шеей щемящим криком начинает свою песню Черный:

- А я Черный, я весь черный, я черный снаружи и внутри! Отойдите от Черного, не жалейте Черного, я весь черный снаружи и внутри!».

И как мечтают бездомные псы в такие ночи найти «собачью дверку». Что это такое? «Собачья дверка совсем маленькая, меньше бусинки. Пока не уткнешься в нее носом, не найдешь. А когда найдешь, собачья дверка откроется и станет большая, пройдет любая собака.

За этой дверкой совсем другая жизнь. Всегда тепло и красиво. Много дичи и вкусной еды. Кругом поля и леса, а хозяйничают там одни собаки».

Увы, не открылась овражьей собачьей честной компании собачья дверка! Умирает от раны, нанесенной человеком, Хромой,( сколько обыденного, а потому еще более напряженного трагизма в сцене прощания бродячих собак с уходящим товарищем!). В сети живодеров попадает простодушный Головастый и суетливый Крошка, а потом и пытающийся их отбить Черный.

И только Гордому в последний миг улыбается счастье: человек, которого Гордый в своей душе давно признал «своим Человеком», в тот страшный миг, когда петля удавки уже охватила его шею, твердо сказал: «Это моя собака!». «И он унес меня от железной клетки, в которой рычал Черный, плакал Крошка и бормотал Головастый».

Вот так сбылась мечта Гордого – быть рядом со «своим Человеком».

Это по-настоящему Большая книга. Разве она только о собаках? Конечно, нет! Она о нашей вечной тоске по складной, гармоничной жизни, по родной душе, по любви, милосердию и пониманию.

Отдельное восторженное слово скажу о рисунках к этой книжке, сделанных художником Андреем Костиным. Его портреты героев так выразительны, так психологически наполнены, что много-много добавляют в атмосферу книги. А уж как колоритен образ самого Дядюшки Оврага!

В завершение, скажу несколько слов о Константине Сергиенко.

Родился он в 1940 году в Тульской области. Закончил журфак МГУ, много сотрудничал с исторической редакцией издательства «Детская литература». Писал не только книги, которые, кстати, переведены на 12-ть языков мира, но еще и сценарии к мультфильмам.

Его пьеса по повести «До свидания, Овраг» шла в сорока театрах у нас и за рубежом.

Еще он был знатоком кукол и кукольного театра, у него есть две сказки о куклах – «Картонное сердце» и «Фарфоровая голова». Он даже собирался издавать детский журнал, посвященный вымышленной кукольной стране. Не успел!

В Интернете вы можете найти личный сайт К. К. Сергиенко, который ведет его сын. Там выставлены тексты его книг, мультфильмы, фрагменты спектаклей, песни, навеянные его книгами.

И помните, любая книга – старая она, или новая – тоже ищет и ждет «своего Человека». И у каждого из нас есть шанс им стать, протяни только руку к полке!


Возврат к списку

Разделы
К началу страницы Top.Mail.Ru