454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

«Почувствуй мир во всей его живой архитектуре...»

Ресурсы экологического воспитания в российской детской природоведческой книге.

В последние десятилетия в жизни всего человеческого сообщества экологические проблемы стали приоритетными.

Писатель Ф. Абрамов еще в 70-е годы ХХ века, когда экологический кризис остро заявил о себе, сказал о перемене участи человечества: если раньше люди решали одну задачу – «что такое хорошо и что такое плохо», то теперь это задача другого уровня и другого масштаба – «что такое НИЧЕГО». Вот перед какой мрачной перспективой стоит человечество!

Для России экологические проблемы стоят особенно остро в силу резкой смены социально-экономических реалий жизни и естественного отставания духовно-нравственной сферы от этого процесса. Жесткий эгоцентризм, свойственный человеку эпохи первоначального накопления капитала, наносит тяжелейшие пробоины российской природе. Новому, свободному и суверенному, российскому землепользователю как никакому другому необходима прививка экологической нравственности.

Понимание этого есть в нашем обществе: все предметы биологического цикла в школе имеют выраженный экологический вектор, сильный экологический компонент есть в школьном регионоведении, во всех предметах гуманитарного цикла. Много передач экологической направленности есть сегодня на нашем телевидении. Великолепные ресурсы для экологического просвещения и воспитания имеет российская детская природоведческая книга, по праву признаваемая лучшей в мире.

Эти книги органичны и убедительны для ребенка в силу их яркой художественной выразительности и эмоциональности; они подсказывают нам содержательные ракурсы экологического общения с детьми, методические идеи и приемы такого общения.

Первое, что хочет показать ребенку природоведческая книжка, вводя его в огромный мир природы, это чудо рождения живого. Книга стремится расширить границы представлений ребенка о живом, опирающиеся у него на еще малый и небогатый жизненный опыт. Многое из того, что ребенку живым не кажется, вдруг прорастает трепетным растением, взлетает легкокрылой бабочкой – природоведческая книжка многократно демонстрирует ребенку это «большое чудо» (именно так называется один из рассказов Н. М. Павловой – в этот ряд можно поставить ее же рассказы «Живая бусинка», «Луковка с радостью», рассказ Г. Снегирева «Куколка», Г. Скребицкого «Зеленый шум», Н. Романовой «На зеленой елке» и др.). Созидательная мощь природы, ее великая изобретательность действительно воспринимаются ребенком как чудо, равное сказочному волшебству. И так начинает формироваться у ребенка то ощущение «праздничности мира» (М. Дудин), которое в конечном итоге предопределяет трепетно-бережное к нему отношение.

Показав ребенку чудо рождения живого, природоведческая книжка покажет и великое многообразие его ликов. Земля – огромный многоэтажный «дом», очень плотно заселенный. Стыдно не знать своих соседей, не научиться с ними общаться и понимать их. Печально, но совсем не многих в этом «доме» мы можем назвать по имени!

«Назови меня по имени» (снова название рассказа Н. Павловой; поразительно ее умение давать своим рассказам яркие, выразительные и емкие по смыслу названия, отсюда мы можем черпать названия для своих книжных выставок или маленьких экопрограмм), – это еще одна линия, настойчиво проводимая природоведческой книгой. Книжка стремится познакомить и подружить ребенка с каждым большим и малым существом единой матери-природы, дает возможность внимательно и заинтересованно вглядеться в «радостные рожицы цветов» (Э. Шим), чтобы потом узнавать и здороваться, как с хорошими знакомыми, с ними в живой природе. Каждая букашка и самая малая птаха перестают здесь быть безликими, обретая лицо, нрав, характер. Ребенок начинает осознавать место и неповторимую миссию каждого существа в едином организме природы. В этом тематическом блоке хороши будут книги той же Н. Павловой «Не видели – увидим», «Загадки цветов», А. Онегова «Тропинка луговая», Э. Шима «Цветной венок», И. С. Соколова-Микитова «От весны до весны», «Звуки земли», Н. Верзилина «По следам Робинзона», Н. Романовой «Муравей – красная точка», рассказы М. Пришвина и «сказки- несказки» В. Бианки, «Лесные сказки», «Подводная газета», «Краешком глаза» Н. Сладкова и многое другое.

Именно в этом процессе знакомства и узнавания ребенок обретает «большую родню», открывая с удивлением и радостью, что даже в самом далеком и непохожем на тебя можно найти роднящие черты – как же прочно, уверенно и крепко начинает чувствовать себя маленький человек в мире, когда он «каждой былинке брат» (Н. Надеждина)!

Конечно, чтобы разбудить в ребенке эти струны «родственного внимания» (М. Пришвин), необходимо найти особые изобразительные средства и приемы, беспроигрышно обеспечивающие эмоциональную «подключенность» ребенка. Таким средством становятся аналогии, апеллирующие к самому близкому, убедительному и значительному в жизненном опыте самого маленького человека. Наиболее постоянны у писателей-природоведов две аналогии: мамы и детки в природном и человеческом мире, детство лесных и человечьих малышей.

Мама – самый важный и значительный для ребенка человек в мире, это центр его детского микрокосма, его сердце радостно отзывается на всякое упоминание этого дорогого для него слова. Открытие, что у каждого природного существа в этом мире тоже есть мама, которая заботится, волнуется о своих детенышах, оберегает и пестует их, автоматически уравнивает для ребенка в статусе любое существо с ним самим, подтверждая и укрепляя светлый детский демократизм мировосприятия. В этой теме много замечательных рассказов и сказок: «Бодливая корова», «Чужое яичко» К. Д. Ушинского, «Белолобый» А. П. Чехова, «Большие и маленькие» Е. Чарушина, «Заботливая мамаша», «Весне навстречу» Г. Скребицкого, «Заячье семейство» Э. Шима, «Тыквята» и «Травка-пупавка» Н. Павловой, «Рак-наседка», «Под снегом», «Тетерка», «Серьезная птица» Н. Сладкова, «Сынок» Н. Аргуновой и многие другие.

Еще большей радостью и восторгом встречает ребенок другую тему – «лесная ребятня». Ребенок не устает восторженно удивляться тому, как много сходства между ним, его желаниями, реакциями, чувствами с тем, что происходит в жизни лесного малыша: ему также все любопытно и интересно, он также познает мир «методом тыка», набивая шишки и взревывая временами, он любит играть и двигаться, любит вкусно поесть и сладко вздремнуть у мамы под бочком. Вспомним здесь и «Каштанку» А. П. Чехова, и того же «Белолобого», «Тюпа, Томка и сорока», «Медвежата», «Волчишко», «Олешки» Е. Чарушина, «Неслух», «Мальки», «Медвежья горка» Н. Сладкова, «Белек», «Осьминожек», «Про пингвинов», «Маленькое чудовище» Г. Снегирева, «Морские котики», «Выдрята» И. Акимушкина, «Нежданное знакомство», «Листопадничек», «Аистята» Г. Скребицкого, «Храбрый птенец», «Воробьишко» Э. Шима и др. Осуществляемое писателями-природоведами «оребячивание» всего живого пространства земного размыкает одиночество ребенка, укрепляя его ресурс самостояния.

В то же время, наблюдения за малыми в природе здесь всегда сопровождаются мыслью о больших человеческих возможностях, а значит, и о большей ответственности человека; побуждение «помоги, когда нужно» – непременный рефрен этой прозы. Но здесь знаменательно уточнение – «когда нужно». Писатели-природоведы, всеми способами укрепляя нити родственности человека со всеми существами природного мира, в то же время настойчиво акцентируют внимание ребенка и на другом: «Да, они во многом похожи на нас, и все-таки они иные!» Нельзя подтягивать их до себя, нельзя навязывать им наши представления о счастье и несчастье, нельзя приписывать им наши чувства и ощущения, иначе мы можем натворить много бед!

Отсюда возникает тема «Как любить зверей». Чтобы любить и быть уверенным, что наша любовь не в тягость и не в пагубу, и получать признательный отклик своей любви, нужно научиться наблюдать, осторожно и бережно познавать, терпеливо выжидать, понимать и принимать их такими, какие они есть, и как можно меньше вмешиваться в их жизнь без крайней на то нужды. Как замечательно, например, показал в цикле рассказов «Никитка и его друзья» Е. Чарушин типичную эволюцию детского восприятия «других существ» – животных, птиц – маленьким ребенком: от представления о животном как об игрушке («Никита-охотник»), до первого поражающего открытия – они мне не подчиняются, у них есть своя воля, своя жизнь и свои интересы (тот же «Никита-охотник», «Как Никита играл в доктора»), до желания понять, какая же это жизнь(«Томкины сны») и как можно в нее вписаться, чтобы тебя не отвергли и ты никого не обидел («Воробей»).

Замечательны в этой теме рассказы О. Перовской из цикла «Ребята и зверята». Это рассказы о трогательной привязанности диких животных к человеку, попавших к нему по воле случая. Но знаменательно, что почти все рассказы имеют остро драматический оттенок: гибнет волк Томчик («Дианка и Томчик»), отученный опасаться человека и нарвавшийся в результате на пулю приезжего, не знавшего, что волк ручной. Погибает ласковый тигренок Васька («Васька»), которого вынуждены в конце-концов отдать в зоопарк, и он умирает там от страшной в своей прозаичности причины – призванный природой к постоянному стремительному движению, обездвиженный в тесной клетке, он умирает от ожирения сердца. Мучается и мечется, не зная, куда излить в человеческом мире растущие и бродящие в нем природные силы, олень Мишка («Мишка»). Рядом с этими рассказами могут встать «Медвежата» и «Волчишко» Е. Чарушина, «Мангуст» и «Про обезьянку» Б. Житкова. Как чувствуем и остро переживаем мы тоскливую потерянность маленького волчишки, изъятого по минутной прихоти человека из своего лесного дома и принесенного в человеческое обиталище, где все для него чуждо и страшно! И как горько нам за мангустов – этих бесстрашных, ловких, яростных бойцов, увезенных от родных берегов в далекую Россию, оказавшихся пусть и у хороших, добрых людей, но в роли забавы, игрушки...

Природоведческая книга убеждает: любить – не только любоваться. Любить – это понимать, предвидеть, нести ответственность. Чтобы научиться так любить, нужно развивать в себе «лесной глаз» и «лесное ухо», («Лесное ухо» – так и называется рассказ Н.Сладкова), пройти школу «следочитания», «пряткоумения», «хищниковедения», научиться «лесным разговорам» («Лесные разговоры» называется цикл сказок Э. Шима).

На выставку «Я учусь видеть» (название рассказа Г. Снегирева) мы можем поставить «Чудесную лодку» того же Г. Снегирева, рассказы из цикла «Иду я по лесу», «Под шапкой-невидимкой» Н. Сладкова, «Береги!» Э. Шима, «Что когда бывает» Г. Скребицкого, «От весны до весны», «Звуки земли» И. С. Соколова-Микитова и др. Чудесные образы человека – «лесное ухо» мы найдем в романе В. Арсеньева «Дерсу Узала», в повести Г. Снегирева «Мендуме», такими же людьми являются перед нами сами авторы – Н. Сладков, все произведения которого написаны от первого лица, Г. Скребицкий, Г. Спанбергер, Н. Плавильщиков, М. Зверев.

Природоведческая книга побуждает растущего человека осмыслить, с чем и зачем он будет приходить в природу.

Природа – кладовая, часто повторяем мы и это так, но хватательный рефлекс не должен быть превалирующим в нашем общении с природой,– убеждает нас природоведческая литература. Неконтролируемая жадность, зуд «несуна» непременно оборачивается разрушением и бессмысленной агрессией. Показателен в этом смысле горький, бьющий прямо в сердце, рассказ Э.Шима «Белый хвостик» Рассказ о бельчонке со странным белым кончиком хвоста, который так хотелось рассмотреть герою. А бельчонок не давался, прыгал по дереву, играл с человеком, но вот совсем близко раздался воющий звук низко пролетавшего самолета и бельчонок инстинктивно, ища защиты, спустился близко к человеку. Увы, хватательный рефлекс у человека сработал, минуя сознание – взмах палки и тельце бельчонка лежит на траве; с опозданием сознание вопит «зачем, не надо!», но руки уже сделали свое дело, и маленького, резвого проказника уже не вернуть к жизни.

Но мало показать, как не надо, гораздо важнее показать и обольстить тем, как можно и как надо. Российские писатели-природоведы дают ребенку много примеров одушевляющих мотиваций взаимодействия с природой. «Зачем ходить в лес?», – спрашивают писатели и отвечают: «по загадки» («В лес по загадки» так и называется одна из книг Н. Сладкова), «про открытия» (полны удивительными открытиями книги Н. Плавильщикова, И. Акимушкина, Ю. Дмитриева, Н. Осипова, А. Онегова), по немыслимую красоту живого, непрестанно меняющегося мира (И. С. Соколов-Микитов, Г. Скребицкий, Н. Сладков, Г. Снегирев), наконец, «про самое себя», про смысл жизни, когда стройность и гармоническая упорядоченность жизни природы, ее бесконечность рождает в тебе радостное чувство бодрости от сопричастности своей этому мощному потоку непрерывно меняющейся и вечно возрождающейся жизни( М. Пришвин, Н. Сладков, Г. Скребицкий, Ю. Коваль, М. Яшин, В. Астафьев и др).

Разумеется, мы не исчерпали всех возможностей российской природоведческой прозы для детей. По счастью, она так обильна, так многозначна, так замечательно многооттеночна, что дает нам неисчерпаемые запасы для вдохновенного, творческого общения с юными читателями.

Наталья Константиновна Сафонова, кандидат педагогических наук, главный библиотекарь по научной работе МКУК ЦСДБ г. Челябинска


Возврат к списку

К началу страницы Top.Mail.Ru