454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 69
       
    

Писатели-юбиляры 2024 года

Павел Петрович Бажов (27.01.1879 – 3.12.1950)

Павел Петрович Бажов – замечательный уральский сказочник. Он родился в семье рабочего Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга, помышлял о карьере священника, но стал журналистом.

Знаменитая книга сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) обрела любовь и признание как взрослых, так и детей разных стран. В «Малахитовой шкатулке» воссоздан особый мир прошлого горнозаводского Урала, где добрым и честным людям помогают таинственные силы уральских недр и самой природы: Медной горы Хозяйка, Голубая Змейка, Серебряное копытце.

Довольно часто героями бажовских сказов становятся дети, и если они проявляют бесстрашие и чистоту сердца, то волшебные силы всегда награждают их чем-то особенным, что не даётся взрослым. В сказах П. П. Бажова показана ценность таких человеческих качеств, как мастерство и трудолюбие, упорство в достижении цели и бескорыстие.

Читая произведения уральского сказителя, можно оценить его сочный, яркий язык, его фантазию и великий дар сохранять в письменном слове устные предания уральского люда.

По материалам Ch-lib.ru


Горькавый Николай Николаевич (родился 7.03.1959)

Н. Н. Горькавый – ученый, специалист в области небесной механики и космогонии, доктор физико-математических наук (1990), лауреат Государственной премии СССР (1989), автор фантастических произведений для детей и взрослых.

Горькавый Николай Николаевич родился в г. Челябинске. Его отец, Николай Прокопьевич, был металлургом, мама, Валентина Титовна, работала заведующей крупной детской библиотекой Металлургического района г. Челябинска, поэтому он вырос буквально среди книг. В одном из интервью Н. Горькавый вспоминал о своем детстве: «Я рос в эпоху героев космоса, и классическая мечта “хочу стать космонавтом” превратилась в интерес к звездам. Главным импульсом, конечно, были книги. Я начал читать очень рано, в три с половиной года, и вырос книгоглотом, поедающим по 100 страниц в час и с десяток книг в неделю. Чтение и провинциальное упрямство – мощный импульс для развития».

Мечты о космосе уже в школе определили выбор жизненного пути. В экзаменационном сочинении восьмиклассник Николай Горькавый написал: «Космос, я принимаю твой вызов! Иду на Вы!»

В 1976 г. Николай закончил школу № 92 в Челябинске и поступил на физический факультет Челябинского государственного университета. В университете с друзьями создал секцию дельтапланеризма и даже получил удостоверение инструктора. Н. Горькавый – один из организаторов дельтапланеризма в Челябинске. С октября 1976 г. в ЧелГУ начала выходить газета «Челябинский университет». Н. Горькавый стал ее общественным корреспондентом и вошел в состав редакции.

После окончания ЧелГУ в 1981–1986 гг. Николай Горькавый учился в аспирантуре Института астрономии РАН в Москве. В 1986 г. Николай Горькавый защитил кандидатскую диссертацию по физике планетных колец и, как молодой специалист, был распределен на Симеизскую обсерваторию, которая находится в Крыму вблизи поселка Симеиз. Сегодня она является частью Крымской астрофизической обсерватории.

В 1996 году астероиду 4654 (открытому Николаем Степановичем Черных в 1977 г) присвоили имя «Горькавый» («4654 Gor’kavyj»), со следующим обоснованием: «Назван в честь Николая Николаевича Горькавого (1959– ), сотрудника Крымской астрофизической обсерватории, небесного механика и космогониста. В будущем писатель Ник Горькавый поселит на нем героиню своего романа «Астровитянка», не указывая в книге, что астероид носит его имя.

В 1998 г., получив за работы по зодиакальной пыли премию и приглашение Национальной академии наук США, он начал работать в НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) – в Центре космических полетов им. Роберта Годдарда. С американским физиком Джоном Мазером, ставшим в 2006 г. нобелевским лауреатом, они предсказали невидимые планеты возле звезд Вега, Эпсилон Эридана и Бета Пикторис.

С 2011 г. по настоящее время Николай Горькавый занимает должность директора частного Гринвичского научно-технологического института (Greenwich Institute for Science and Technology, GIST) в штате Вирджиния и работает в составе группы спутника «Суоми».

В 2013 г. ученый был назначен руководителем научной группы НАСА по изучению Челябинского метеорита. Взрыв челябинского болида Горькавый назвал историческим событием. С помощью анализа данных спутника «Суоми» он продемонстрировал, что пылевое облако, оставленное Челябинским болидом, растянулось в кольцо, которое просуществовало в атмосфере Земли более трех месяцев.

В 2016 г. в соавторстве с доктором физико-математических наук, профессором ЧелГУ Александром Егоровичем Дудоровым ученый вошел в редакционную коллегию и стал одним из соавторов книги «Челябинский суперболид», выпущенной издательством Челябинского государственного университета.

В 1998 г. Николай Николаевич стал одним из авторов тома «Астрономия» Энциклопедии для детей издательства «Аванта+». В 2000 г. вышла «Большая детская энциклопедия. Вселенная», соавтором которой также стал Н. Горькавый.

В 2005 г. под творческим псевдонимом Ник Горькавый он написал свою первую научно-фантастическую книгу для подростков – «Астровитянка». Первая книга трилогии «Астровитянка» увидела свет в 2008 г. Вторая – «Теория катастрофы» – была опубликована в 2009 году. Заключительная книга трилогии «Возвращение Астровитянки» (авторское название «Полет за сингулярность») завершена в конце 2010 года.

В 2010 г. писатель удостоился премии «Бегущая по волнам» Крымского открытого фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг», которая вручается за лучший женский образ в фантастическом произведении. Николай Горькавый премию получил за образ Никки в книге «Теория катастрофы».

Одна из героинь книги, принцесса Дзинтара, рассказывала своим детям истории из толстой книги «Сто научных сказок». Текст одной был полностью приведен в «Астровитянке», и, разумеется, читатели задались вопросом: а где же остальные 99 сказок? Автор призадумался и пообещал читателям написать такую книгу. Первый сборник научных сказок «Звездный витамин» вышел в 2012 г., второй – «Небесные механики» – в 2013 г. Потом появились еще четыре.

Н. Горькавый убежден, что ученые должны популяризовать науку: «Уверен, что детской литературе нужны познавательные книги – агрессивно интеллектуальные, ориентированные на умных детей. Ответственность перед детьми обязывает пропагандировать интеллект».

Писатель признается, что пишет детские книги, так как считает взрослых скучным упущенным поколением, развлекать которое – скучное дело. Дети же – внимательная и благодарная аудитория.

По материалам http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/gorkavyj-nikolaj-nikolaevich/


Виктор Федорович Губарев (13.02.1914 – 4.01.1939)

Родился в городе Новозыбков Брянской области. Уже в начальной школе пробовал писать стихи, рассказы, сказки, сочинять песенки, загадки. Читал и перечитывал А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, знал много народных песен. 

Мать сохранила детские рукописные журналы, которые он «выпускал» вместе со старшей сестрой Татьяной. Самый ранний из этих журналов – «Листок старины» – относится к 1921–1923 годам. В нём записанные рукой Виктора его первые рассказы. В другом рукописном журнале «Луч зари» (1923 г.) появились первые стихи юного поэта и акварельные иллюстрации к ним.

В ответ на призыв ЦК ВЛКСМ «Ударников – в литературу» в 1931 году Губарев организовал в Новозыбкове ассоциацию пролетарских писателей (АПП). В коллективном сборнике Новозыбковской АПП «Ответ» была опубликована поэма Виктора Губарева «Слово о кимовцах».

После окончания Смоленских заочных литературных курсов в 1933 году Виктор уезжает в Златоуст. Здесь он работал в редакции газеты «Пролетарская мысль» и занимался в литературном объединении «Мартен», которым руководил Николай Куштум. Скоро Губарев стал лидером молодых поэтов «Мартена». Его литературный псевдоним – «Западный». Критика называет Губарева одним из ведущих писателей края наряду с Борисом Ручьевым, Николаем Куштумом и Константином Реутом.

В августе 1934 года в составе уральской делегации из 12 писателей Губарев и Ручьев участвовали в работе Первого съезда советских писателей и получили членские билеты Союза советских писателей, подписанные М. Горьким. Номер билета В. Губарева – 1586. С декабря 1934 по февраль 1935 года поэт был слушателем первых Всесоюзных курсов комсомольских писателей в Малеевке (Подмосковье). На курсах встретились молодые писатели со всех концов страны.

В 1935 году В. Губарев приехал в Челябинск. Здесь он работал заведующим отделом литературы в молодежной газете «Сталинская смена». Квартира Губарева стала своеобразным штабом молодых писателей. Поэт готовит к печати первую книгу своих стихов. В том же 1935 году они с Борисом Ручьевым зачислены на заочное отделение Литературного института. Губарев одновременно учился на факультете иностранных языков МГУ (заочно).

В 1937 году в Челябинске вышел альманах «Стихи и проза», который открывался стихами Виктора Губарева. Это была последняя прижизненная публикация произведений поэта. В это же время Губарев подготовил к печати и сдал в Челябинское областное издательство поэму «Лесная сказка», но ей не суждено было увидеть свет. Поэт был арестован, поэма утрачена.

9 декабря 1937 года состоялся первый допрос. А постановление о мере пресечения было выписано на имя В. Ф. Губарева 10 декабря 1937 года. Обвинение было таким же, как и в адрес Бориса Ручьева, Михаила Люгарина, Василия Макарова: контрреволюционная деятельность, участие в троцкистской организации.

4 января 1938 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила «б. зав. отделом литературы и искусства в редакции «Сталинская смена» гр-на СССР… Губарева Виктора Федоровича к высшей мере уголовного наказания – расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества». Следственное дело его было частью 78-томного дела писателей и журналистов. Приговор приведен в исполнение в Челябинске 4 января 1938 г. Поэт не дожил до своего 24-го дня рождения.

Мать Виктора, Елена Васильевна, лишь в 1955 г. смогла обратиться в органы КГБ с просьбой сообщить о судьбе сына, но всей правды она так и не узнала: ей сообщили, что сын, «отбывая наказание, умер 8 марта 1939 г.».

Материал с сайта: Энциклопедия Челябинской области

Дополнительная информация по ссылке: http://novozybkov.ru/popov/article/502?ysclid=ls2z6cmhrx926539673


Егурная Ирина Сергеевна (родилась 22.01.1954)

Ирина Сергеевна Егурная родилась 22 января 1954 г. в Челябинске. В 1979 г. окончила естественно-географический факультет Челябинского государственного педагогического института и некоторое время работала учителем природоведения и биологии. За время своей трудовой деятельности занимала должность научного сотрудника и ученого секретаря в Областном государственном архиве Челябинской области, выступала хранителем фондов Государственного исторического музея Южного Урала. Являясь автором одного из материалов книги «Городской романс» (1996) о Челябинске и челябинцах, написанной самими челябинцами, Ирина Сергеевна представила вниманию читателей текст «Рождение музея». На нескольких страницах автор рассказала историю зарождения учреждения и появления первых экспонатов в нем.

Профессионально краеведением Ирина Сергеевна занялась в 1980 г. Сферой ее интересов стали природные феномены Южного Урала и Челябинска, в частности. Многочисленные встречи со старожилами города, фенологами, природоведами, изучение подшивок газет, кропотливая многолетняя работа по ведению хроники необычайных природных явлений Челябинской области легли в основу книги «И небывалое бывало…» (1999). Автор стремилась рассказать читателю о необычном в привычных явлениях, помочь другими глазами увидеть природное богатство родного города, передать личное состояние очарованности и неподдельного интереса.

Основным материалом для издания «Природные феномены Челябинска» (2008) послужили различные природоведческие описания, извлеченные из дневников современников, отчетов путешественников, изданий по истории открытия и заселения Урала, данных метеорологических центров Челябинска, Екатеринбурга и Оренбурга, публикаций в СМИ, архивных изысканий автора. Значительную помощь оказали челябинцы и жители области, поделившиеся своими воспоминаниями о встречах с необычными природными феноменами. В своем материале Ирина Сергеевна стремилась показать на примерах из прошлой и настоящей жизни, в каких природных условиях был заложен, строился, жил и развивался Челябинск.

По материалам https://chelreglib.ru/ru/news/7463/


Алексей Леонидович Казаков (родился 29.07.1924)

Литературовед, журналист, издатель, уроженец Челябинска, лауреат премии VIII Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь», признан Всероссийским Есенинским общественным комитетом «Осиянная Русь» лучшим издателем в пропаганде творческого наследия С. А. Есенина, член Союза писателей и Союза журналистов России, лауреат областной премии по литературе и искусству, Президент Международного пушкинского общества по Уралу и Сибири, член редколлегии литературного журнала «Арзамас» (США).

Алексей Казаков родился в Челябинске. Отец его – Леонид Максимович – родом из Вятки. В войну подростком работал на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ); был мастером-инструментальщиком, передал сыну сноровку во многих областях механики, слесарного дела и электротехники (Алексей в своих разысканиях всегда был вооружен фото, кино- и звуковой аппаратурой для фиксации увиденного и найденного).

Мать Алексея – Клавдия Андреевна – родом с Украины, из Кировограда, детдомовская сирота, встретила будущего супруга после эвакуации на Урал на знаменитом заводе. Кстати, поженились родители после войны, в 1948 г., перед армейской службой отца в Москве, служил шофером в Кремле, возил крупных руководителей страны той эпохи.

Учился Алексей в нескольких школах города – сначала в 86-й, затем в 112-й, здесь особо запомнилась ему учительница Нина Николаевна Максимова, а оканчивал десятилетку в 107-й школе, где работала Генриетта Серафимовна Чуличкова – заслуженный учитель, литератор и руководитель школьного театрального кружка, о которой с благодарностью вспоминают многие гуманитарии – выпускники 1960-х гг.

В 1983–1986 гг. Алексей Казаков учился в Москве в аспирантуре Института мировой литературы АН СССР, занимаясь темой «Горький и Есенин» под патронажем доктора филологии А. И. Овчаренко, к сожалению, умершего до завершения работы своего аспиранта. В связи с этим появились сложности у литературоведа-подвижника: герой его дипломной работы – Ю. П. Любимов – находился за рубежом как диссидент; в стране шли перестройка и пересмотр всех былых ценностей; открывались архивы и новые, трагические страницы нашей истории (как и судеб Есенина и Горького).

А уже в 1989 г. в Челябинске вышла составленная им (совместно с Э. В. Бересневым) антология «Я в песне отзовусь...» (воспоминания, размышления, эссе, стихи о Сергее Есенине).

В Челябинске под редакцией А. Л. Казакова подготовлена антология «Вечной жизни мед» (М. Кузмин, М. Волошин, В. Ходасевич, И. Северянин), вышли в свет: книга стихов и рисунков нашего земляка-челябинца Ильи Банникова «Баллада пепла», поэтессы и композитора Леры Авербах «Сороколуние», антология «Душа любви» (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева), проза В. Шаламова в 2-х книгах.

Он является редактором-составителем книг по технико-ведомственной истории, например, об Южно-Уральской железной дороге, где наряду с публицистикой, архивными изысканиями, собственными открытиями судеб и биографий наличествуют уникальные фотодокументы, мемуары железнодорожников, эпистолярные драмы и материалы технических чертежей («Уральский исток Транссиба», «Вагонники», «Локомотивщики» (Челябинск, 2003–2007), продолжающих идею горьковских изданий по истории фабрик и заводов.

Контраст им – солидным красочным фолиантам – составляет лукаво-виртуозная веселая книга «У меня в душе звенит тальянка...». В ней приведены частушки «малой родины» С. Есенина – села Константинова и его окрестностей. Она вышла в Челябинске (2002).

А еще ранее вышли его труды на есенинскую тему: «Дарственные надписи С. Есенина» (1996), «Тот образ во мне не угас...» (история поэмы «Анна Снегина», 2001), публикация репринт-макета неосуществленного издания 1916 г. юношеского сборника поэта «Зарянка» (1999), где А. Казаковым написаны послесловие и комментарии.

Особая тема в творческих изысканиях А. Л. Казакова – история Дома Романовых (1613–1917). В 1995 г. вышла его книга «Царский посох» о первом царе Династии – Михаиле Федоровиче, которая вызвала широкий читательский отклик, даже в стихах.

По материалам http://litkarta.chelreglib.ru/persons/critics/kazakov-aleksej-leonidovich/?ysclid=ls45ajj4qi62008286


Кульдяев Олег Владимирович (23.04.1929 – 23.10.2015)

Олег Кульдяев родился в городе Кустанае Казахской АССР. С 1946 года жил в Челябинской области. Окончил Троицкий ветеринарный институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве. Жизнь О. В. Кульдяева была связана с комсомолом, с патриотическим воспитанием молодежи. Много лет он был лектором общества «Знание», возглавлял лекторскую группу Челябинского обкома партии, а затем много лет отдал преподаванию в вузе. Олег Владимирович всегда был искренен и честен в своих помыслах, чувствах, в восприятии мира. Никогда не был приспособленцем, не менял свои взгляды в угоду политическим ветрам.

О. В. Кульдяев издал 12 книг, свыше 300 статей на общественно-политические, экономические, молодежные и музыкальные темы. Написал 335 песен, в том числе таких известных, как «Сторона уральская», «Над вечерним Челябинском», «Юность», «Бороться и искать!», «Песня о Танкограде», марш автомобильных войск России, гимн города Троицка и многих других. Одна из его последних песен посвящена челябинскому метеориту. Коллекцию своих песен Олег Владимирович подарил архиву, а также оставил на государственное хранение свой личный архив.

О. В. Кульдяев награжден орденами «Знак Почета» и Дружбы, 11 государственными медалями, в том числе – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». За творческую деятельность был отмечен Дипломами Оргкомитета Всесоюзного фестиваля народного творчества и Российского форума «Общественное признание», Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры, Правлений обществ «Знание» СССР, РСФСР и России. Удостоен памятной медали «Патриот России».

По материалам https://archive74.ru/proshchanie-s-patriotom-rossii-olegom-kuldyaevym?ysclid=ls354ywztf201023565


Владилен Иванович Машковцев (26.09.1929 – 24.04.1997)

Владилен Машковцев родился 26 сентября 1929 в г. Тюмени в семье народного судьи и учительницы. Детство будущего писателя прошло в казачьей станице Звериноголовской (Курганская область) – именно здесь десятилетием раньше жил и поэт Борис Ручьёв. Много лет спустя обоим этим поэтам довелось руководить литературной жизнью города Магнитогорска.

В годы Великой Отечественной войны Машковцев учился в Курганской военной авиашколе. После войны он поступил в 1947 – окончил ФЗО в г. Кургане. Приехав по направлению в Магнитогорск, работал лекальщиком-инструментальщиком ремонтно-механического завода треста «Магнитострой». Службу в армии в 1950–1953 В. Машковцев отбывал на Дальнем Востоке. В 1953 после службы в армии он вернулся в Магнитогорск, где работал машинистом турбин на центральной электростанции Магнитогорского металлургического комбината.

Первые публикации Машковцева в магнитогорской прессе относятся к 1955 году. В 1960 году в Челябинском книжном издательстве вышла его первая книга стихов – «Молодость», а в 1965 он был принят в Союз писателей СССР. В 1967 году он окончил Литературный институт имени Горького, куда был принят по рекомендации поэтов В. Фёдорова и Л. Татьяничевой.

Период 1970-х годов стал наиболее плодотворным для Машковцева-поэта: за это десятилетие из печати вышло 5 его поэтических сборников. Два из них – «Алые лебеди» и «Чудо в ковше» – стали известны не только в России, но и за океаном: ими пополнилась библиотека Гарвардского университета. В 1975 и 1980 поэт был делегатом IV и V съездов Союза писателей РСФСР.

В 1980-е годы направляющей в творчестве В. Машковцева становится тема уральского казачества и его исторического наследия. В 1986 в своём цикле стихов «Казацкие гусли», основанном на глубоких исторических штудиях, а также изучении уральского фольклора, Машковцев изображает быт казаческого сословия и размышляет о его судьбе. При этом писатель принимает активное личное участие в возвращении к историческим корням: именно по его инициативе с конца 1980-х годов началось восстановление Оренбургского казачества в Магнитогорске. Знаковым для Машковцева стал 1990 год: 17 марта Казачий круг станицы Магнитной избрал его своим атаманом, и в том же месяце увидел свет его первый исторический роман «Золотой цветок – одолень», повествующий о жизни яицких казаков в начале XVII века. Заслуги писателя-атамана не остались незамеченными: 4 февраля 1995 он удостоен Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».

С конца 1980-х годов Владилен Иванович активно проявляет себя как публицист. В газетах Магнитогорска появляются его многочисленные антикоммунистические статьи, вызывающие бурные общественные дискуссии. В 1990 Машковцев подписал опубликованное 2 марта в «Литературной России» открытое «Письмо писателей, деятелей культуры и науки России» (известное также как «Письмо 74-х»), в котором заявляется о наступающей русофобии, а также «всевластии политических авантюристов, спешащих превратить Россию в колониальную страну, в царство новейшего тоталитаризма»

В 1996 году вступил в Союз писателей России. В том же году решением Магнитогорского городского совета депутатов он был удостоен звания «Почётный гражданин Магнитогорска». 3 июня 1991 писатель завершил работу над своим вторым романом «Время красного дракона», повествующим о трагических судьбах уральцев в период сталинских репрессий 1930-х годов. Новая рукопись получила высокую оценку таких мастеров русской прозы, как В. Распутин и П. Проскурин. Увы, увидеть своё детище в печати автору не довелось: Владилен Машковцев скончался в Магнитогорске 24 апреля 1997, не дожив три месяца до выхода из печати своего последнего романа. Впрочем, это – не единственная книга Машковцева, ждавшая своего часа: одним из лучших подарков к 70-летию Магнитогорска в 1999 году стал выход из печати книги Машковцева «История Магнитки» – летописи уральского города и его металлургического комбината, а спустя десятилетие спустя смерти писателя увидели свет «Сказки казачьего Яика» – богато украшенная детскими рисунками книга уральских сказок, кропотливо собиравшихся им на протяжении долгих лет.

По материалам http://people-archive.ru/character/vladilen-mashkovcev


Плебейский Освальд Лаврентьевич (19.10.1924  6.04.1997)

Освальд Лаврентьевич Плебейский – уроженец Челябинска, член Союза писателей СССР. Семь из девяти его книг изданы в Волгограде, где он провел часть жизни. На юбилее волгоградской писательской организации в 2021 г. было отмечено, что он «писал стихи, достойные хрестоматии». Они и вошли в хрестоматию для 10–11-х классов «Литература России. Южный Урал» (Челябинск, 2004), в антологию «Поэзия узников ГУЛАГа» (Москва, 2005), а также в «Антологию литературы Южного Урала» (Челябинск, 2023).

Судьба его была неординарна, начиная с имени, которое многие считают псевдонимом. Однако оно дано ему с рождения (родился 19 октября 1924 г.).

Отец – комиссар Красной армии из уральских крестьян, – регистрируя в ЗАГСе первенца, заодно сменил свои имя и фамилию – Лавр на Лаврентий, Савочкин на Плебейский (в честь древнеримского бесправного плебса). Младенцу имя выбрал в честь Интернационала – Зигфрид (жена увлекалась театром), но затруднился с его написанием и записал сына Освальдом. Так и появилось подлинное имя, похожее на псевдоним: Освальд Плебейский.

В 1937 г. был осужден по статье 58.10 УК РСФСР родной отец Освальда и Сюзанны, и их увезли в родной Челябинск. В Челябинске Освальд начал писать стихи об Урале. Их публиковали в челябинской пионерской газете «Ленинские искры», в книге пионеров и школьников «Урал – земля золотая» (она готовилась до войны, но издана в 1944 г.).

В 1941 г., будучи школьником, работал на оборонном заводе. В стихах того времени запечатлелись реалии тылового рабочего города, переполненного эвакуированными. В 1942 г. он поступил в Челябинский педагогический институт на литературный факультет, по достижении 18 лет добровольцем ушел на фронт. После ранения он был награжден медалью «За отвагу».

Вернувшись в Челябинск, он восстановился в институте. С однокурсником Я. Малаховым в январе 1945 г. О. Плебейский организовал литературное «общество» из пяти студентов и присоединившихся позже трех тружеников тыла. Шестеро писали стихи, Малахов – прозу, студент-историк Г. Сорокин выбрал роль критика. Название обществу нашли в стихах Блока: «Снежное вино».

Все изменил новый крутой вираж судьбы – история, для современного человека непостижимо абсурдная. Органы госбезопасности усмотрели в литературной самодеятельности состав преступления: общество назвали тайным, хотя оно значилось в альманахе, альманах – нелегальным, так как он не был официально утвержден и не проходил цензуру. Авторы и не знали, что на самодельный журнал нужно разрешение. Сотрудники Министерства государственной безопасности постарались найти политический характер в творчестве и названии, и подвести его под 58 статью Уголовного кодекса РСФСР. В марте 1946 г. начались аресты. Плебейского забрали в его роковой день 30 апреля.

Трудно было искать в изменившейся жизни свое место и выход к читателям. На работу не принимали. В Челябинске печатались отдельные его стихи: в 1957 г. в альманахе «Южный Урал» напечатаны три его стихотворения из цикла «Так начинается Сарбай» о строительстве железной дороги на целину, в 1959 г. был переиздан сборник «Урал – земля золотая» с детским стихотворением. В 1957 г. вышел сборник начинающих авторов «Первые строки» со стихами трех «снежновинцев», в том числе с фрагментом поэмы Плебейского «Старинный дом».

В 1957 г. Плебейский уехал в Сталинград. Там его тепло приняли писатели, и в 1959 г. вышла его первая книга «Стальной календарь». В первой книге заявлены главные темы всего творчества поэта: война, Урал с его людьми и историей, послевоенное строительство и Волга, в том числе стихотворение «Сталинград» о великой битве — вехе всенародного подвига.

В 1972 г. Плебейского приняли в Союз писателей СССР. В 1975 г. вышел в Волгограде сборник «Равноденствие» 50-летнего поэта. Рецензия отметила красоту его оформления и зрелость пера мастера. В поэму «Песнь сержанта Первой танковой» вошли мотивы и тексты прежних стихов, а «Стихи о Родине» 1960-х гг. стали вступлением к ней. В 1980 г. издана последняя подцензурная книга автора «Алые створы». Открывают ее стихи о войне – и о тыле, и о фронте

Плебейский почти 15 лет не готовил новых книг: стихи отдавал в журналы, уступая издание книг молодым. Но с объявлением гласности журнал «Волга» в 1989–1990 гг. напечатал то, что раньше не пропустила бы цензура. Вышли в свет стихи 1941 г. о тыловом заводе: «В цех доходных нагнали зеков…»; стихи о тюрьме, о лагере: «Инеем в бараке каждый глаз оброс…» и др. В 1994 г. вышел небольшой, но весомый сборник «Стихотворения». В нем почти все стихи о войне, фронте, репрессиях опубликованы впервые.

К 1997 г. он подготовил итоговую книгу в почти 600 страниц «Избранное», куда включил стихотворения, в т. ч. не публиковавшиеся, и четыре поэмы. Автор наконец высказался в полный голос. Он успел увидеть сигнальный экземпляр книги, но тираж ее стал посмертным. Поэт ушел из жизни 6 апреля 1997 г.

В 1990-е гг. главные книги поэта не попали в библиотеки родного города, и челябинские читатели их не знали. Но другу Борису Бруку сборник «Стихотворения» (1994) автор в Челябинск прислал. Из того экземпляра стихи Плебейского попали в уникальную книгу о трагедии группы студентов «Горький вкус снежного вина» (Челябинск, 2002), составленную писателем В. А. Черноземцевым.

А в 2018 г. поклонник поэзии Плебейского инженер Е. Б. Трубников сам подготовил двухтомное собрание его стихов, и оно было издано в Челябинске с названием «И все, что нами было пройдено». Первый том составили сборники 1959–1980 гг., второй – бесцензурные книги 1994 г. и 1997 г. Предисловием служат фрагменты из книги «Горький вкус снежного вина», послесловием – проникновенное эссе составителя «Житие поэта». Двухтомник получили главные библиотеки города, смогли купить любители поэзии, о поэте узнали молодые преподаватели Челябинского педагогического университета, студенты написали о нем первые работы.

По материалам http://litkarta.chelreglib.ru/persons/writers/plebejskij-osvald-lavrentevich/


Юрий Георгиевич Подкорытов (13.01.1934 – 10.09.1989)

Писатель, поэт, журналист. Юрий Георгиевич был прирожденным детским писателем, недаром его называли «Добрым сказочником», «Дедом Куделькой» (по имени героя его нескольких произведений). Его литературный псевдоним – Ю. Пластов.

Юрий Подкорытов родился в г. Пласте, окончил вечернюю школу, занимался в заводском литобъединении, пробовал себя в поэзии, сатире, сказках. В «Вечернем Челябинске» Подкорытов создал первую специальную детскую страницу «Терем-Теремок», где печатали произведения челябинские писатели, а свои первые литературные опыты – дети.

Творчество Юрия Георгиевича как писателя было посвящено читателям дошкольного, младшего школьного возраста, первые его книги появились в 1960 г. Одна из главных тем его творчества – природа. Юрий Подкорытов хорошо разбирался в растениях, знал птиц и лесных животных, потому так поэтичны его сказки и рассказы о природе, приходе весны, птицах.

Вторая тема – о работе, производстве, мастерстве: «Дед Куделька и Огонь Великан», «Сказки о ремесле» и др. Впервые в Челябинске для малышей появились книги, где об очень серьезных вещах – заводах, шахтах, производстве металла – говорится понятным детям языком.

Юрий Георгиевич считал себя учеником П. П. Бажова, стал продолжателем бажовских традиций. Без назидательности, без скуки он соединяет сказы, притчи с совершенно реальными вещами, чтобы рассказать детям о большой и важной работе, настоящем мастерстве, людях-мастерах. Один из главных героев его книг о труде и мастерстве – дед Куделька – мудрый, умелый старик, живой, с лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает все кое-как, только смешит людей.

Легенды и сказы коренных народов Южного Урала очень интересовали Юрия Георгиевича. Он хорошо знал башкирское народное творчество, отразил его в сказах и легендах. Легенда о Таганае и его сыне Селямбае («Сестра стальных великанов»), легенда о великане Семигоре («Сказки о ремесле»), «Сказки из старинной шкатулки» – это сказки и легенды о возникновении названий уральских деревень и поселков, гор и рек. Читатели узнают, откуда пошли названия: Касли, Бердяуш, Кунашак, Таганай и другие.

По материалам Ch-lib.ru.


Лидия Николаевна Сейфуллина (3.04.1889 – 25.04.1954)

Родилась в п. Верхне-Увельский Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне Чебаркульский район Челябинской области). Воспитывалась отцом Николаем Егоровичем Сейфуллиным, крещеным татарином. Мать ее, Анна Ивановна, русская крестьянка, умерла, когда Лидии было 6 лет. Отец оказал большое влияние на старшую дочь.

Начальное образование она получила в церковно-приходской школе с. Александровка, а затем в 1904 году окончила Оренбургское епархиальное училище. Училась хорошо, много читала, и уже здесь проявлялись ее способности к писательскому делу.

С 1909 по 1911 годы Сейфуллина выступает в театральной труппе в Оренбурге, Ташкенте, Вильно, Владикавказе, а потом оставляет театр и возвращается в Орск к больному отцу. Вскоре нужда заставила ее занять место учительницы в деревне Аксакалка, а затем Карайгыр Орского уезда. Занимаясь с детьми, она постоянно входила в интересы крестьян. В войну 1914 года Лидия Николаевна под диктовку пишет солдатам письма на фронт. Читает крестьянам газеты со своими пояснениями. Здесь же она встретилась с молодой красивой девушкой, послужившей ей впоследствии прототипом Виринеи – красавицы-кержачки.

С сентября 1915 года по август 1917 года Л. Н. Сейфуллина заведует библиотекой-читальней в селе Самарско-Раевском Орского уезда (ныне с. Самарское Хайбуллинского района). Здесь ее застала февральская революция. Материально жилось очень трудно, о чем говорит сохранившееся в архиве ходатайство перед Орской уездной земской управой о выдаче Сейфуллиной 200 рублей на поездку в Москву на библиотечные курсы Шанявского. На курсы она была послана как лучший земский библиотекарь.

В июле 1917 года по приезду из Москвы Л. Н. Сейфуллина становится делегатом Первого крестьянского уездного съезда в Орске, на котором избирается гласной Орской земской управы. Этот факт говорит об огромной популярности Лидии Николаевны среди местного русского и башкирского населения – она была единственной женщиной, избранной в земскую управу.

С 1919 года по 1921 Сейфуллина живет и работает в Челябинске, в Губернском отделе народного образования. В феврале 1920 года ее посылают в Москву на третье Всероссийское совещание по внешкольному образованию, где она увидела и услышала выступавшего с речью В. И. Ленина. После Сейфуллина напишет «Мужицкий сказ о Ленине».

С 1921 по 1922 годы жизнь Лидии Николаевны связана с Сибирью, где она вместе с мужем В. П. Правдухиным работает во вновь созданном журнале «Сибирские огни». В 1922–1923 годах были опубликованы первые крупные повести и рассказы Л. Сейфуллиной: «Четыре главы», «Правонарушители», «Перегной», «Ноев ковчег», «Александр Македонский». Эти произведения поставили Сейфуллину в ряд лучших писателей, рожденных революцией, и принесли ей всесоюзную известность.

В конце 1923 года писательница переезжает в Москву. Ее высоко ценили А. В. Луначарский, М. Горький, А. Фадеев и многие другие писатели. За короткий период с 1923 по 1926 годы Сейфуллина написала три крупных повести – «Виринея», «Встреча», «Каинкабак» – и несколько рассказов. В 1925 году выходит ее первое трехтомное собрание сочинений, переводы на иностранные языки. В 1939 году она была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В годы войны Сейфуллина выезжает на фронт корреспондентом, ею написана повесть «На своей земле». Пьеса «Сын» – последнее крупное произведение, над которым Л. Сейфуллина работала в 1946–1949 годах, была изданная в Оренбурге в 1959 году уже после смерти писательницы.

Умерла Л. Н. Сейфуллина 25 апреля 1954 года, похоронена в Москве.

По материалам сайта: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/97212


Константин Васильевич Скворцов (родился 13.04.1939)

Родился в Туле. Детство будущий писатель провел в Златоусте, где в 1956 г. окончил среднюю школу №27, еще в детстве начал писать стихи, был увлечен театром, ставил «Ревизора», играл Городничего и мечтал поступить в театральный. Но судьба сложилась иначе – в 1961 г. К. Скворцов окончил Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне Агроинженерный университет) по специальности инженер-механик. После учебы работал механиком совхоза «Красный партизан» в Тувинской АССР, механиком цеха на ЧТПЗ.

Первые поэтические сборники (стихотворения и поэтические драмы) К. Скворцова вышли в Южно-Уральском книжном издательстве: «На четырех ветрах» (1966), «Лунная река» (1968). С 1969 г. Скворцов – член Союза Писателей России. С 1975 по 1986 годы – ответственный секретарь Челябинской областной организации Союза писателей России. С 1986 по 1992 секретарь Союза писателей СССР.

В разные годы в театрах Челябинска и области были поставлены спектакли по произведениям К. Скворцова: «Ущелье крылатых коней», «Отечество мы не меняем», «Алена Арзамасская», «Кибальчич», «Ментуш», «Легенда о белом дереве», «Западная трибуна», «Пока есть музыка и память», «Бестужев-Марлинский», «Георгий Победоносец». Большинство пьес Скворцова отражают события российской истории. Среди героев его произведений – ученые, художники, просветители, правители, в том числе люди, оставившие заметный след в истории Урала: П. Аносов, И. Бушуев, И. Курчатов.

Сегодня Константин Васильевич Скворцов – секретарь правления Союза писателей России. Он награжден орденом «Знак Почета» и «За заслуги перед польской культурой». Лауреат всероссийских литературных премий, а также премий «Общественное признание», «Светлое прошлое», Большой литературной премии России. Награжден знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью». Является почетным гражданином города Златоуста.

По материалам Официального сайта Константина Васильевича Скворцова: http://skvortsovk.ru/


Геннадий Матвеевич Суздалев (13.04.1939 – 20.12.2015)

Родился в селе Целинное Курганской области. В 1959 году он окончил Челябинский монтажный техникум, в 1970 году – факультет журналистики Казанского государственного университета. Работал на стройках Восточного Казахстана, прорабом на строительстве в Челябинске. С начала 70-х годов – старший редактор киноконцертных программ Челябинского телевидения.

С 1966 года – член литературного объединения «Металлург», а в 1975–1976 годах – его руководитель. Г. Суздалев – организатор и первый руководитель поэтического клуба «Светунец» при челябинском Союзе писателей (1970–1988). В 1996–1999 годах – заместитель главы администрации Сосновского района по социальным вопросам. В 2000–2001 годах Геннадий Матвеевич возглавлял Челябинское отделение Союза писателей России.

Первые стихи Геннадий Суздалев опубликовал в 1959 году. Автор десяти поэтических сборников, вышедших в Москве и Челябинске. Произведения Геннадия Суздалева переведены на болгарский и итальянский языки. Член Союза писателей России с 1975 года. Основными темами в поэзии Геннадия Матвеевича являются темы Родины, любви, духовных поисков человека.

Во второй половине 80-х годов Г. Суздалев создал и возглавил общественно-политическое объединение «Родина», в 1992–1993 годах руководил челябинским областным отделением Общероссийского общественно-политического движения «Фронт национального спасения». Он один из организаторов Славянского культурного центра в Челябинске (1990), Челябинского отделения Всероссийской ассоциации любителей отечественной словесности и культуры «Единение» (1990–1996). Геннадий Матвеевич Суздалев долгие годы был редактором газеты «Околица» и книжного издательства с таким же названием. Лауреат премии Союза писателей России (1992), литературной премии имени Э. Сафонова (1994).

Геннадий Матвеевич Суздалев с 2001 года и до последних дней проживал в городе Суздале Владимирской области и являлся руководителем городской писательской организации.

Материал с сайта: Энциклопедия Челябинской области


Суслов Владимир Алексеевич (30.07.1929 – 5.03.2004)

Поэт, лётчик по профессии, «настоящий подполковник» и кузюк (коренной златоустовец) – Владимир Алексеевич Суслов.

Его предки по отцовской линии жили в городе Златоусте со времен основания города. О своих родителях Владимир Суслов писал: «Отец был начитанным человеком, знал много стихов и народных песен, а мать − сказок. Видимо это и сказалось на моем развитии». В многодетной семье Сусловых он был восьмым ребенком. Жила семья на 1-й Гурьевской улице на горе Татарка. Детство совпало с Великой Отечественной войной.

В 1941 году после окончания начальной школы двенадцатилетний Владимир стал работал на Златоустовском абразивном заводе, в 1942 году поработал рассыльным в горисполкоме. С 1943 по 1945 одновременно учился в ремесленном училище и работал как другие подростки: делал боеприпасы для фронта (точил заготовки для минометов). Позднее поэт в своей автобиографии писал: «Когда окончил четвёртый класс, началась война. Ремесленное училище. Токарный станок. Мины для ротного миномёта». Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». О своем военном детстве Суслов написал очерк «Выше голову, тореадор!», который опубликовали в газете «Литературная Россия».

После войны, работая на заводе, будущий поэт окончил семь классов вечерней школы и поступил в сельскохозяйственную школу на Опытной станции (ныне это поселок Тимирязевский). После учебы он женился. Жил и работал участковым агрономом в Брединском районе Челябинской области.

В 1950 году Владимира Суслова призвали в армию. Дома остались жена и дочка. Он скучал, свои сокровенные мысли стал изливать в стихах. Тогда он еще не знал, что с армией свяжет себя на многие годы, уйдет в отставку подполковником. И не знал, что будет писателем. Будет писать и для взрослых, и для детей.

Судьба Владимира Алексеевича интересна! Кадровый военный, почти 30 лет в армии. Окончил Военное авиационное училище им. Марины Расковой, потом учеба в Литературном институте им. A. M. Горького. Служил авиамехаником, техником авиазвена, работал корреспондентом редакциях армейских газет, участвовал в строительстве железных дорог в Сибири. Как военный исколесил много мест: Киев, Рига, Куйбышев, Свердловск, Магадан, Чукотка. В 1977 году вышел в отставку в звании подполковника. С 1982 года жил в Челябинске.

Владимир Суслов писал и прозу. Для ребят написал рассказы про Чукотку «В краю поющих сугробов». Взрослые читатели с интересом могут почитать повесть «Зори горы Паленой», посвященную Златоустовскому металлургическому заводу. Повесть печатала городская газета «Златоустовский рабочий» в 1981 году с февраля по июль.

Писатель Суслов встречался с читателями всех возрастов. Часто бывал в Златоусте, в родном городе. Дарил свои книги городским и школьным библиотекам, друзьям, жителям родной Татарки. В библиотеках Златоуста хранится немало книг с его автографами.

Первое стихотворение в сборниках стихов Владимира Суслова датировано 1947 годом, последнее – 2004-м. Почти шестьдесят лет поэт трудился над стихами. Поэзия для этого человека была судьбой, жизнью.

Умер поэт 5 марта 2004 года. Но память о златоустовском писателе жива. И прежде всего среди златоустовцев, которые помнят и ценят его строки о малой Родине.

По материалам https://www.zlatcbs.ru/dety/new.php?new=48&ysclid=ls38t38lsy570136854


Шмаков Александр Андреевич (22.06.1909 – 26.01.1989)

Писатель, журналист, литературовед, краевед, автор около 30 произведений, наиболее значительное из которых – исторический роман «Петербургский изгнанник», посвящённый сибирской ссылке А. Н. Радищева.

Александр Андреевич Шмаков родился в Сибири, в городке Боготол Красноярского края. Окончил девятилетнюю среднюю школу, старшие классы которой давали и начальное педагогическое образование.

В своей жизни он работал маляром, забойщиком, слесарем, учительствовал. Годы службы в армии (четыре года в Волочаевском полку) помогли выбрать будущую профессию. Александр Андреевич приобщился к литературе, стал заниматься журналистикой. Первые статьи и материалы выходили под псевдонимом «А. Александров». Этот жизненный опыт стал основой для романов и повестей. После армии Шмаков вернулся в Москву и поступил в Литературный институт, одновременно работая в газетах: от сотрудника многотиражки на Дальнем Востоке до собкора «Правды» в Узбекистане, Иркутской, Курганской и Челябинской областях.

Работа привела его на Южный Урал. В Челябинске Александр Андреевич увлекся литературным краеведением – исследованием литературного движения Урала и Сибири. Им опубликован ряд литературно-краеведческих книг («Наше литературное вчера», «В литературной разведке» и др.). Александр Шмаков немало усилий приложил для восстановления имен талантливых южноуральцев: А. Туркина, В. Правдухина, Л. Сейфуллиной, Ю. Либединского. Результаты литературоведческого поиска обобщены в биобиблиографическом словаре «Урал литературный» (включает более 2 тысяч имен литераторов) до настоящего времени, остающемся наиболее полным справочным изданием по литературе края. Ему принадлежит понятие литературная карта Челябинска.

Как пишет другой известный земляк, ученый-фольклорист А. И. Лазарев, «Он [Шмаков] фактически заново открыл для читателя имена таких писателей, как П. Второв, М. Чучелов, С. Ужгин, П. Падучев, А. Туркин и многие-многие другие. Их литературное наследие было незаслуженно забыто. А. А. Шмаков в данном случае выступил не только как следопыт, но и как страстный пропагандист произведений, без которых сейчас невозможно представить не только историю литературы Урала, но и сам край, описанный их авторами талантливо и правдиво».

А. А. Шмаков добивался, чтобы открытые им талантливые произведения находили дорогу к читателю, а имена их авторов были увековечены. Так в Челябинске появились улицы, названные именами писателей А. Туркина, В. Правдухина, В. Юрезанского, Л. Татьяничевой, установлены мемориальные доски, посвященные Н. Гарину-Михайловскому, С. Власовой, В. Бирюкову, А. Серафимовичу и другим.

А. Шмаков стал организатором клуба любителей книги «Уральский собеседник» при областной публичной библиотеке, был редактором краеведческих сборников «Каменный пояс» и «Рифей». По его инициативе с 1973 г. были организованы Бирюковские чтения.

В память о самом А. Шмакове в Челябинске на доме, где он проживал (пр. Ленина, 51), установлена мемориальная доска (скульптор В. А. Авакян, арх. Н. В. Ощепков). В Челябинском государственном педагогическом университете по инициативе В. П. Рожкова с 1991 г. проводятся ежегодные Шмаковские литературно-краеведческие чтения. В 2013 г. в Челябинске в микрорайоне Парковый была открыта улица имени Александра Шмакова.

По материалам https://mbi74.ru/kalendar-znamenatelnykh-dat/1089-2014-09-14-15-23-07?tmpl=component&print=1&layout=default


Возврат к списку

Разделы
К началу страницы Top.Mail.Ru